Учебное сообщение средства связи в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи частей

1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.

1. Сложноподчиненное предложение (СПП) - это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть находится в зависимости от иной. Независящая часть именуется главной частью, а зависимая - придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

2. Придаточные предложения отделяются от головного запятыми. В том случае придаточное предложение стоит посреди головного, то придаточное предложение отделяется от головного с 2-ух сторон.

3. Придаточное предложение может занимать различное место по отношению к главной части.

  • перед основным предложением :
  • Пока супруга готовила завтрак, Данилов вышел в огород .

    (Пока ),

  • Придаточные могут стоять после головного предложения :
  • Он остался тут с тем , чтоб быть у вас в студии послезавтра.

    , (чтоб )

  • Придаточные предложения могут стоять посреди головного предложения :
  • В том , что деньги пропали, уже никто не колебался .

    [В том , (что ), ]

    Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) - курсивом.

    4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в основном либо ко всему главному предложению .

    К одному слову в основном предложении относятся последующие типы придаточных:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные вида действия и степени.
  • Ко всему главному предложению обычно относятся последующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, предпосылки, следствия, сопоставления, цели, условия, уступки (другими словами обстоятельственные типы придаточных, не считая придаточных вида действия и степени).
  • 5. Класс придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя найти класс придаточной части по типу союза либо союзного слова. Так, к примеру, слова когда , где могут присоединять разные по значению придаточные части, а не только лишь придаточные со значением времени, места:

  • Я спросил (о чем?) , когда прибывает поезд.
  • День (какой?) , когда мы ездили на море, был солнечным.
  • Позвони мне (когда?) , когда приедешь. (Придаточное времени).
  • Я спросил (о чем?) , где есть возможность приобрести учебники. (Придаточное изъяснительное).
  • Город (какой?) , где прошло мое детство, очень поменялся. (Придаточное определительное).
  • Там (где?) , где мы шли, было очень сыровато. (Придаточное места).
  • Необыкновенную группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в каких вопрос к придаточной части не ставится.

    6. Средствами связи придаточного и головного предложений являются подчинительные союзы либо союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), также указательные слова (в главной части предложения).

    В российском языке представлены последующие группы подчинительных союзов :

    1) временные: когда , пока, только, только ;

    2) причинные: потому что , так как , ибо ;

    3) условные: в том случае , если ;

    4) мотивированные: чтоб ;

    5) уступительные: хотя ;

    6) следствия: так что ;

    7) сравнительные: как , как будто , как будто , чем ;

    8) изъяснительные: что , как , ли, чтоб .

    Примечание. В российском языке есть огромное количество производных союзов, составленных из

    Обычных союзов и указательных слов: после того как, невзирая на то что, для того чтоб, благодаря тому что;

    2-ух обычных союзов: словно, как ;

    Обычных союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтоб, в силу того что, с того времени как, в итоге чего и др.

    7. Союзные слова могут быть выражены

  • относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;
  • местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, для чего, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только лишь служат средством связи частей СПП, да и являются членами предложения в придаточной части.
  • Примечание. Некие союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения нужно попробовать поменять союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (в том случае такая альтернатива невозможна - это альянс), также поставить на него фразовое ударение. К примеру:

    Я знаю, что он придет - альянс;

    Я знаю, что (= какую вещь) он принесет - союзное слово, дополнение. См. тщательно Как различать союзы и союзные слова.

    Аспектом разграничения нередко может служить класс придаточного предложения, так как некие из их присоединяются только союзами либо только союзными словами.

    Союзы и союзные слова обычно стоят сначала придаточного предложения и служат показателем границы меж основным и придаточным. Исключение составляет альянс ли , который находится посреди придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.

    8. Указательные слова находятся в основном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Потому почти всегда указательное слово может дать подсказку вам, к какому типу относится придаточное предложение:

    Он возвратился в тот город, где провёл молодость (тот - указательное слово, определение; придаточное определительное);

    Он остался с тем , чтоб доказать свою невиновность (с тем - указательное слово, событие цели; придаточное цели);

    Прочтите так , чтоб никто не видел записки (так - указательное слово, событие вида действия, меры и степени; придаточное вида действия и степени).

    Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в основном предложении могут быть, а могут и не быть.

    9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

  • Указать класс сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  • Именовать главное предложение и придаточное (выделить грамматические базы).
  • Указать вид придаточной части (найти по вопросу от главной части либо от слова в главной части).
  • Указать, каким образом придаточное предложение связано с основным предложением (средства связи, место придаточной по отношению к главной части)
  • Выстроить схему предложения.
  • Эталон разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

    1В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2который привязывает к ногам пудовые гири.

  • Предложение сложноподчинённое; состоит из 2-ух частей.
  • Предложение 1 - главное, грамматическая база бегун участвует ; предложение 2 - придаточное, грамматическая база который привязывает .
  • Придаточная часть - определительная (бегун (какой?) , который привязывает к ногам пудовые гири ); она относится к подлежащему бегун , выраженному существительным.
  • Средство связи - союзное слово который ; придаточная часть стоит после главной.
  • [ сущ. ], (который )
  • Источники:

  • Глава «Общая черта сложноподчинённых предложений» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс российского языка»
  • Статья «Синтаксический разбор. Сложноподчиненное предложение» на веб-сайте gramma.ru (тщательно, как найти класс придаточной части в сложноподчинённом предложении)
  • Дополнительно:

  • Упражнения к теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одной придаточной»
  • Дополнительно на сайт:

  • Где отыскать материал по теме «Двоеточие в сложноподчиненном предложении»?
  • Где отыскать материал по теме «Тире в сложноподчиненном предложении»?
  • Какие есть виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Что такое «неоднородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «однородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «параллельное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Каковой порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными?
  • Где отыскать эталоны анализа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Какая схема сложноподчинённого предложения именуется вертикальной, а какая горизонтальной?
  • Какие есть разряды подчинительных союзов?
  • Как отличить союзы от других частей речи?
  • Каковы условия нерасчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Каковы условия неотклонимого расчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Какое есть норма о постановке запятой в предложении с союзами «благодаря тому что», «в то время как» и т.п.?
  • Как верно: «потому что» либо «потому, что»?
  • Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной:

    1) союзы : а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные; в) по связи с теми или иными синтаксическими значениями: семантические (хотя, если) / асемантические, т.е. синтаксические (что , как и др.); г) по участию в дифференциации синтаксического значения: союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа;

    2) союзные слова , представляющие собой относительные местоимения или местоименные наречия и коррелирующие с определенными опорными словами;

    3) интонация завершенности или незавершенности;

    4) корреляты – указательные местоимения, употребленные в главной части и говорящие о ее незавершенности;

    5) опорные слова – слова в главной части, распространяемые придаточной частью;

    6) порядок предикативных частей : фиксированный и нефиксированный;

    7) парадигма : свободная и несвободная;

    8) типизированные лексические элементы : а) эмоциональная лексика; б) модальная лексика; в) антонимическая лексика;

    9) частные средства связи : а) параллелизм строения предикативных частей; б) неполнота одной из частей.

    • - Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении, например: И, сделав это,...

      Справочник по правописанию и стилистике

    • - ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват...

      Справочник по правописанию и стилистике

    • Справочник по правописанию и стилистике

    • - При интонационном подчеркивании придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е, реже у с л о в н ы е и у с т у п и т е л ь н ы е, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде...

      Справочник по правописанию и стилистике

    • - 1) сочинительные и подчинительные союзы; 2) союзные слова, или реляты в сложноподчиненном предложении; 3) корреляты; 4) опорные слова в сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры; 5) интонация...
    • - 1) соединительные союзы; 2) разделительные союзы; 3) противительные союзы; 4) пояснительные союзы; 5) присоединительные...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая...

      Синтаксис: Словарь-справочник

    • Синтаксис: Словарь-справочник

    • - 1) широкое использование двойных союзов: если... то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....

      Синтаксис: Словарь-справочник

    • Синтаксис: Словарь-справочник

    • - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая соотношение...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - Частные синтаксические значения, которые определяются лексическим наполнением предикативных частей: 1) синтаксические специализированные элементы-конкретизаторы синтаксических значений следствия, результата,...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - 1) широкое использование двойных союзов: если.. то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - 1) опорные слова с прогнозирующей функцией в составе первой части: а) глаголы восприятия, глаголы мыслительной и речевой деятельности и соотносительные с ними существительные, прилагательные, слова категории...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной: 1) союзы: а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    "средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении" в книгах

    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

    автора

    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только,

    в сложноподчиненном предложении

    Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

    в сложноподчиненном предложении запятаямежду главной и придаточной частями предложения § 115перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят перед подчинительным союзом § 116перед усилительно-ограничительными частицами как раз,

    XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

    автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Сколько

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него ещё ребенок

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные (дополнительные и подлежащные), реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и

    § 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две

    XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

    автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Когда мы

    § 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок

    § 111. Тире в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит кто о чем - молчи… (Пушкин);

    § 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза,

    § 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении

    автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой: О чём

    § 38. Тире в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 38. Тире в сложноподчиненном предложении 1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчиненного предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует:1) придаточная изъяснительная: Как он

    § 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей главной части сложноподчиненного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается

    § 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в качестве единого знака ставятся в сложноподчиненном предложении:1) перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного предложения на две

    Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

    1. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это подчинительные союзы, относительные (союзные) слова, соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия). В зависимости от вида формальных показателей связи различаются сложноподчиненные предложения: 1) союзного типа; 2) относительного типа; 3) местоименно-соотносительного типа; 4) местоименно-союзного соотносительного типа.

    Союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности главной: Война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи (Фад.); Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил «На дне» (Фед.).

    Союзы, закрепленные за определенными видами придаточных, т.е. с четко выраженной семантикой, называются семантическими (так как, потому что - причинные; хотя, несмотря на то что - уступительные и др.). Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называются функциональными (что, чтобы, как и др.).

    Например, союз как может служить для присоединения придаточных частей с разным значением - изъяснительным, сравнительным, временным, условным: Он не слыхал, как подымался жадный вал (П.); Зачем Арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? (П.); Его пустынный угол отдал внаймы, как вышел срок (П.); А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут (П.). Союз как (в сочетании с то в главной части) может оформлять придаточную часть и со значением причины, в настоящее время воспринимаемым, правда, как устаревшее: Я привез его здрава и невредима - и как река еще не стала, а мостов уже нет - то я и отправил его ко Льву Сергеевичу (П.).

    Некоторые составные союзы (так как, потому что ) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть предложения и приобретает функцию соотносительного слова. Ср.: Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним, потому что он, наверное, в спорах волнуется до бешенства (М. Г.). - Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним потому, что он, наверное, в спорах волнуется до бешенства .

    Подчинительные союзы причинные, временные, условные могут включать в свой состав слова-скрепы, которые располагаются в начале главной части предложения. Это двойные союзы (когда...то, если...то, если... так, как...то и др.): Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками (Купр.). Слова-скрепы возможны лишь при препозиции придаточной части, они подчеркивают результативный характер второй части предложения. В сложных предложениях с сопоставительными отношениями используются парные союзы (чем...тем, если...то и др.): Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.).

    Парные союзы, омонимичные союзам со словами-скрепами, отличаются от них тем, что обе части их структурно необходимы, тогда как слова-скрепы могут легко опускаться. Ср.: Если в Александровском округе климат морской, то в Тымовском он континентальный (Ч.). - ...Если уж его лучший друг Володя не может уехать, то он, Толя Орлов, останется с ним (Фад.). Сложноподчиненные предложения с союзной связью образуют союзный тип.

    Относительные (союзные) слова - это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной (который, чей, какой, что; где, куда, откуда; как, когда и др.). Относительные слова располагаются в придаточной части предложения. В отличие от союзов они являются знаменательными словами и потому выполняют функцию одного из членов предложения. Ср., например, функции слов-омонимов: Мне ясно видно стало, что лицо у него в слезах (М. Г.). - Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Ч.). В первом предложении слово что выполняет функцию союза, так как оно лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения. Во втором предложении что является относительным (союзным) словом, так как оно не теряет синтаксической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточной части предложения. Еще пример: Не сразу я сообразил, что мой сосед тоже стрелял (С. Бар.). - Что будет в темноте, я не представлял (С. Бар.).

    Относительные слова, имеющие в качестве омонимов союзы (что, как ), обычно сопровождаются логическим выделением. Сложноподчиненные предложения с относительными словами в придаточной составляют относительный тип.

    Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложноподчиненного предложения и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Местоименные слова обычно выступают в соотношении с союзными словами в придаточной части и составляют с ними соотносительные пары: тот...кто, тот...который, тот...чей, там...где, там...куда, тогда...когда . Например: И все же я всегда завидовал тем, которые вставали по горну (С. Бар.); Все, что относилось к хозяйству, занимало мою мать столь же мало, как если бы она жила в гостинице (Наб.); Ведет дорога длинная туда, где быть должна Муравия, старинная муравская страна (Твард.).

    Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову (или словосочетанию с соотносительным словом) в главной и при помощи союза: Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые человеческие руки (Шол.); Он удивлялся сестре; она не казалась настолько красивой, чтоб возбудить такую любовь в юноше (М. Г.).

    Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, либо не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов. Ср.: Я люблю и привык видеть тебя такой свято чистой, что даже пятно грязи на твоем платье бросает черную тень на мою душу (М. Г.). - ...Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку (Сим.). В первом предложении соотносительное слово такой конструктивно необходимо, без него невозможна следующая придаточная часть (с данной структурой и данной семантикой); во втором - местоимение то легко опускается без ущерба для общего смысла предложения, причем основной структурный признак предложения - присловная зависимость - также сохраняется. Такое конструктивно необязательное местоимение становится обязательным, если включается в ряд однородных членов при перечислении: «Может быть, это и моя последняя весна», - подумал Лермонтов, но тотчас начал торопливо думать о другом - о Щербатовой, о том, что уже починили, должно быть, паром и через несколько часов он расстанется с ней (Пауст.).

    Конструктивная необязательность соотносительных слов в некоторых случаях подчеркивается возможностью их слияния с союзом в придаточной части. Ср.: Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь для того, чтобы все знали о ее счастье (Пауст.). - Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о ее счастье. - Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, для того чтобы все знали о ее счастье .

    Таким образом, сложноподчиненные предложения с соотносительными словами в главной части образуют две структурные разновидности: местоименно-соотносительный тип (при наличии соотношения местоименных слов в главной и придаточной частях) и местоименно-союзный соотносительный тип (при соотношении местоименного слова в главной части и союза - в придаточной).

    2. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями сложноподчиненного предложения могут служить и другие средства, обычно выступающие в качестве сопутствующих основному: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.

    Порядок следования частей сложноподчиненного предложения разных типов неодинаков: он может быть строго определенным или свободным. Это зависит от семантико-структурной природы предложения в целом. Например, некоторые семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений имеют строго закрепленный порядок следования частей. Так, придаточная часть всегда следует за главной в местоименно-союзных соотносительных предложениях. Другие - союзные, относительные, местоименно-соотносительные - более свободны в отношении порядка расположения частей. Определенность порядка частей объясняется разными причинами, как структурными, так и семантическими, а чаще совмещением и того и другого.

    Например, некоторые подчинительные союзы присоединяют только придаточную часть, следующую за главной. Так, придаточные с союзами ибо, благо, потому что, так что располагаются только после главной части: Этого холода я не ощущаю, ибо мне ясно мое место в великом механизме жизни (М. Г.); Я не чувствовал себя среди них лишним, благо о моем возрасте и даже имени никто не спрашивал (С. Бар.). Придаточные с другими союзами, например, условными, временными, занимающие обычно свободное положение по отношению к главной части, теряют эту свободу, как только осложняются словами-скрепами. В таком случае обязательна препозиция придаточной части: Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего (Пауст.). Некоторые типы придаточных, например присоединительные, закрепляются в положении после главной части, что объясняется их функцией добавочного сообщения. Если они и помещаются перед главной частью, что бывает крайне редко, то это воспринимается как инверсия. Придаточные определительные и изъяснительные располагаются в постпозиции по отношению к слову, ими распространяемому, хотя и здесь, в стилистических целях, иногда допустима инверсия.

    Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является дополнительным средством их связи.

    Видо-временные формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.) глаголам главной части оторвался и улетел в форме прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).

    Особенно ярко выступает конструктивная роль глагольных форм в тех, особых, случаях, когда в придаточной части нет союза, а главная, всегда постпозитивная, имеет связующий элемент: Стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа (Грин).

    В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда выступают некоторые особые лексические элементы . Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как что касается... то; дело в том, что... Глагол касаться и существительное дело в таких конструкциях теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы: Что же касается до метафизических брожений чувства и ума, то ведь это, знаете, дело вкуса (М. Г.); Дело в том, что нет на свете ничего практичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).

    Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть. Так, существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова - изъяснительную: Вскочив с постели, он начал одеваться с быстротой, которая смущала и смешила его (М. Г.); После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.); Неизвестно, кто будет страдающей стороной (М. Г.); Ты рада, что ты дома? (Ч.); Но только жалко, что вы так поздно дали мне этот чудесный урок (Пауст.). Если в некоторых случаях имена существительные и присоединяют изъяснительную часть, то это существительные определенной семантической группы, а именно: со значением речи, мысли, сообщения, т.е. значением, свойственным глагольным словам. Придаточные при таких существительных осложняются определительным оттенком значения: Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне (Л. Т.); Грину хотелось порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.). Таким образом, совмещение «глагольной» семантики и формы имени существительного дало и совмещение функций придаточной.сложноподчиненного предложения являются, как выяснено, во-первых, присловная и неприсловная зависимость его частей; во-вторых, грамматические средства связи частей. Что же касается семантики придаточных, то оказывается, что она не является строго закрепленной за каждым определенным структурным типом. Есть типы однозначные, есть двузначные и есть многозначные. Так, структуры с отношением придаточной части к глаголу, прилагательному, безлично-предикативному слову имеют придаточную часть только со значением изъяснительным (однозначные структуры). Придаточные, относящиеся к имени существительному, двузначны: они могут быть определительными и изъяснительными (наиболее типичны, правда, структуры с придаточной определительной; изъяснительные усматриваются только при существительных особой лексико-семантической группы). Придаточные же в структурах приместоименного типа очень разнообразны: и определительные, и изъяснительные, и обстоятельственные (разных видов). Структуры с неприсловной зависимостью более ограничены семантикой придаточных частей - они всегда имеют обстоятельственное значение (исключая присоединительные, сопоставительные и пояснительные конструкции), но конкретные виды обстоятельств разнообразны.

    Средства связи (союзы, союзные и соотносительные слова) также не являются строго закрепленными за определенными структурными типами, за исключением структур с присловной зависимостью приместоименного типа (с обязательным соотношением местоименных слов или местоименных слов и союзов). Например, присубстантивное подчинение в сложноподчиненных предложениях может быть и относительным и союзным, так же как и глагольное и др. Предложения с неприсловной зависимостью частей тоже неоднородны в отношении вида связи - они имеют и относительное подчинение и союзное.

    Семантико-структурная классификация может быть представлена следующим образом: сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной, обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, степени, меры, условной, уступительной, следствия, цели); сложноподчиненные предложения с придаточной присоединительной; сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной; сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями; сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями.

    Цель:

    • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
    • определять средства связи придаточного с главным;
    • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    Задачи:

    1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
    2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
    3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
    4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
    5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
    6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
    7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

    Оборудование:

    • презентация, карточки с текстом для анализа;
    • карточки с лингвистическим текстом;
    • оценочная карта для каждого ученика.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

    II. Мотивационный этап.

    1) Письменный опрос.

    На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

    1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
    2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
      И трещит, и пытает костер.
    3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
    4. Деревья быстро пожелтели.
    5. Покраснела рябина, посинела вода.

    1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

    1. СПП, интонация, союз.
    2. ССП, интонация, союз.
    3. ССП, интонация, союз.
    4. БСП, интонация.

    2) Фронтальный опрос.

    В каком разделе языкознания изучается предложение?

    На какие группы делятся все предложения?

    В чем отличие простого предложения от сложного?

    Какие виды предложений вы знаете?

    В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

    Какие средства связи между частями предложения?

    Какой вид предложений мы уже изучили?

    3) Целеполагание.

    Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

    Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

    III. Операционно-познавательный этап.

    1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

    Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

    Что обозначает главное предложение?

    Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

    К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

    Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

    Чем интересны следующие предложения?

    (Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

    2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

    Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

    Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

    Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

    Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

    Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
    (Энциклопедия для детей. Русская литература.)

    Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

    Работать будем в группах.

    Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

    Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

    1. […глагол], (что…).
    2. (Когда…), […].
    3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

    В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

    Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

    Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

    Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

    IV. Рефлексивно-оценочный этап.

    Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

    Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
    _________, если находится после или перед главным;
    _________, если находится внутри главного.
    Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

    Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

    1. Без ошибок – «5».
    2. 1, 2 ошибки – «4».
    3. 3, 4 ошибки – «3».

    V. Домашнее задание.

    Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

    Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

    Литература:

    1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
    2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
    3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
    error: