Правила по эксплуатации лифтов. Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов

Согласно Правилам, вступающим в силу 30 августа 2017 года, обслуживать лифты разрешат только профессионалам. Что изменится в обслуживании лифтов по новым правилам, как будет обеспечиваться безопасность жильцов многоквартирных домов с лифтами? Что прописано в Правилах от 30 августа 2017 года.

Со вступлением правил в силу теперь в каждой управляющей компании должен быть специалист, разбирающийся в лифтовом оборудовании. Такой человек обязан иметь профильное образование и сертификат о сдаче квалификационного экзамена. Механик будет нести личную ответственность за работу лифта, и в случае аварии он станет первым, с кем побеседует комиссия, расследующая обстоятельства ЧП. Что касается самого подъемного механизма, его можно эксплуатировать только в том случае, если сведения о лифте внесены в федеральный реестр Ростехнадзора.

Речь идет также о правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, траволаторов (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (за исключением метро) основаны на ряде положений правительственного постановления.

За основу Правил берется постановление правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»

Действие Правил не распространяется на лифты, применяемых в шахтах горной и угольной промышленности, на объекты, которые используются для личных, семейных и домашних нужд, и некоторые другие объекты.

В целях безопасности

Правилами, в частности, установлены меры, которые должны быть реализованы владельцем объекта для организации безопасного использования и содержания объекта, установлены требования к выполнению работ по монтажу, демонтажу и обслуживанию объекта, к аварийно-техническому обслуживанию.

Новые Правила должны сделать этот транспорт безопаснее и сократить число аварий на подъемниках. Основное изменение в том, что обслуживанием лифтов теперь будут заниматься только профессионалы. Дилетантам придется «покинуть кабину».

Напомним, что самые громкие аварии на лифтах за последнее время связаны именно с ошибками обслуживания и эксплуатации механизмов.

Причина трагедий в том, что механики, занимающиеся ремонтом лифтов, не всегда обладают нужными знаниями и проходят обучение и переквалификацию, получают нужную категорию для работы с современными, напичканными электроникой лифтами.

В результате треть получивших травмы или погибших при авариях лифтов людей – сами механики, ремонтирующие подъемники, или строители. Это говорит о том, что сотрудники, непосредственно работающие с лифтами, довольно мало знают об опасностях своей работы.

И от того пользоваться подъемниками, которые они отремонтировали, вдвойне страшнее. По данным Национального лифтового союза, в среднем в лифтах гибнет около пятидесяти человек в год.

Теперь непрофессиональные мастера лишатся возможности обслуживать лифты. Заниматься этим будут только квалифицированные механики. Иными словами, случайные, неподготовленные люди не смогут получить доступ к обслуживанию лифтов.

Согласно документу, механики должны сдать квалификационный экзамен или могут лишиться работы. Сама специализированная организация не может иметь лишь штат сотрудников, для ремонта подъемников ей необходима отдельная мастерская и транспорт.

Новые Правила позволяют отсеять конторы , которые получили право на обслуживание лифта, но по факту не занимаются этим. Насколько новые нормы помогут убрать с рынка такие организации, будет зависеть от контролирующих органов. Основания для «зачистки» рынка у них теперь есть.

Важно отметить, что иметь квалифицированный персонал, который разбирался бы в эксплуатации лифтов, обязали и управляющие компании.

Только профессионалы теперь должны следить за тем, насколько качественно выполнили свою работу механики. А также за соблюдением рекомендаций по эксплуатации от производителя лифта, за тем, чтобы все профилактические и ремонтные работы были сделаны вовремя.

Надо полагать, что теперь спрос на специалистов, которые разбираются в лифтах, вырастет. Ведь в силу несовершенства законодательства в последние годы таких специалистов становилось все меньше.

Их сокращение привело к каким результатам, что примерно к 40 процентам лифтов в стране есть те или иные претензии. В стране из 440 тысяч лифтов 130 тысяч выработали свой ресурс.

Все лифты поставят на учет

Новые правила позволят устранить и еще одну проблему. Это постановка на учет всех лифтов, находящихся в эксплуатации. За время, пока отрасль регулировала себя сама, накопилось большое число подъемников, которые нигде не числятся. То есть для государства они фактически не существуют.

Эксплуатация таких механизмов крайне опасна. Ведь если лифт не стоит на учете, его никто не придет проверять – невозможно следить за его исправностью.

В ближайшее время в этом вопросе обещают навести порядок. Все лифты внесут в федеральный реестр. Подъемники, сведения о которых не будут включены в реестр, лишатся права на эксплуатацию.

Самые громкие аварии последних лет

В январе 2017 года механика насмерть раздавило лифтом в одном из домов Московской области. Он ремонтировал двери лифта, но забыл отключить сам подъемник. Двери внезапно захлопнулись и лифт пришел в движение.

Случай массовой гибели людей произошел при строительстве жилого комплекса «Сердце столицы» в Москве. При падении лифта погибли пять человек, все они были строителями, работавшими на объекте. Причиной трагедии стал обрыв троса.

Одно из самых громких происшествий – авария в лифте ЖК «Алые Паруса» в Москве в 2016 году. Женщина упала в шахту с высоты седьмого этажа и разбилась насмерть. Кабина лифта развалилась при движении. Авария вскрыла целый комплекс проблем лифтового хозяйства страны.

В 2015 году громкое дело с гибелью ребенка произошло в Москве. Коляску с младенцем зажало дверями лифта, когда родители пытались войти в него. Мать ребенка оказалась в лифте, а отец остался на площадке. Внезапно лифт начал движение вниз. Родителям не удалось остановить подъемник, механизм раздавил коляску с ребенком, спасти малыша не удалось.

С этого дня начнут действовать новые правила эксплуатации лифтов. Главное нововведение - лифтом можно пользоваться только если сведения о нём включены в реестр.

По новым правилам в каждой управляющей организации должен быть специалист, занимающийся обслуживанием лифтового оборудования. Причём такой специалист сможет приступить к работе только при наличии профильного образования и после сдачи квалификационного экзамена.

Что меняет ПП РФ N 743

До 30 августа основные требования к эксплуатации лифтов представлены в техническом регламенте Таможенного союза. В этом документе перечислены общие требования к безопасности лифтов. Есть ещё ГОСТы, но они носят добровольный характер.

Ответственность за безопасность лифта, правильную эксплуатацию, подбор обслуживающего персонала лежит на управляющей организации. Скоро у неё появятся новые обязанности.

Так, например, обязательно необходимо будет иметь в штате специалиста по организации эксплуатации лифтов. Это специалист, который знает, как правильно использовать лифтовое оборудование, может выбрать специализированную организацию для заключения договора, в потом проверить её работу. Такой сотрудник должен уметь проводить ежегодные испытания лифта.

Новые правила также предусматривают обязательную подачу данных в Ростехнадзор о постановке лифта на учет для внесения данных о нем в федеральный реестр.

Новые требования будут предъявляться к специализированным организациям. У них в штате должны быть сотрудники, которые прошли обучение и сдали квалификационный экзамен. Данные об этом экзамене заносятся в федеральный реестр, а у сотрудников появляется персональная ответственность за плохую работу.

Помимо квалифицированных сотрудников у специализированной организации должны быть:

  • помещение для хранения инструментов и проведения ремонтных работ,
  • транспорт для перевозки тяжёлых деталей.

Что такое безопасное использование лифтов

За безопасное использование лифта отвечает его владелец. Владелец лифта - это управляющая организация, а в домах с непосредственным управлением - специализированная организация, которая заключила с собственниками договор на обслуживание общего имущества.

Чтобы обеспечить безопасное использование лифтового оборудования, нужно регулярно выполнять ряд мер. Первая - соблюдать требования технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» .

Необходимо следить за тем, чтобы фактические параметры лифтового оборудования соответствовали основным техническим данным и характеристикам объекта. Чтобы так и было, нужно проводить осмотры объекта.

Ещё следует организовывать аварийно-техническое обслуживание объекта и проведение технического освидетельствования (один раз в год, можно чаще) объекта в период назначенного срока службы. Когда срок службы объекта истекает, проводится обследование объекта.

Если в ходе технического освидетельствования и обследования обнаруживаются нарушения и неисправности, то владелец лифта устраняет их в указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам обследования сроки.

Когда лифт застревает, часто бывает, что с диспетчером не получается связаться. Теперь есть законодательно закреплённое требование для владельцев лифтового оборудования - обеспечить должную работу двусторонней переговорной связи.

К сооружениям и техническим устройствам, используемым на объекте, нужно обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ квалифицированного персонала.

Еще одна обязанность для владельцев лифтового оборудования - хранить ключи от машинных, блочных, чердачных и других помещений, где размещено оборудование объекта. Выдавать ключи можно только квалифицированному персоналу. Посторонних людей пускать в такие помещения нельзя. А ещё в таких помещениях нельзя хранить оборудование, не связанное с содержанием объекта.

В кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта нужно размещать информацию о средствах и способе связи с аварийной службой и правила пользования объектом. Делать это можно различными способами, например, на стендах, в виде табличек или наклеек.

Кроме того, там же придётся разместить следующие сведения:

  • учётный и заводской номер,
  • дату ввода в эксплуатацию,
  • срок службы,
  • дату следующего технического освидетельствования объекта.

При возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и организаций необходимо приостановить использование объекта.

Владелец лифтового оборудования отвечает за соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов. Распорядительным актом необходимо будет назначить лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта. Такой человек выбирается из числа квалифицированного персонала.

И немаловажное требование, о котором часто забывают: владелец лифта должен обеспечивать электричеством оборудование систем диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.

Когда можно использовать лифт

По новым правилам эксплуатации лифтов, которые вступят в силу 30 августа 2017 года, использовать лифты можно только после принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию (п. 5).

Такое решение принимает уполномоченный орган РФ. Чтобы получить решение, владельцу лифтового оборудования необходимо подать в уполномоченный орган уведомление. Формы уведомлений разработает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору .

Если в уведомлении есть нарушения, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления сообщит о них владельцу объекта.

После получения уведомления уполномоченный орган РФ в течение десяти рабочих дней проводит контрольный осмотр (п. 7).

Контрольный осмотр проводится только если владелец лифта предоставляет следующие документы:

  • сопроводительную документацию объекта;
  • для лифтов - декларацию о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;
  • для подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов - акт технического освидетельствования;
  • договоры со специализированной организацией, другие документы, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных п. 17;
  • страховой полис.

Решение о вводе объекта в эксплуатацию принимается по результатам такого осмотра, на его принятие отводится пять рабочих дней. После осмотра в двух экземплярах составляется акт, один экземпляр передаётся владельцу объекта.

Все введённые в эксплуатацию объекты уполномоченный орган вносит в реестр объектов (п. 10). Затем отправляет владельцу объекта информацию о постановке объекта на учёт, указывает его номер в реестре (п. 11).

Что делает владелец лифтового оборудования

Владелец объекта проводит работы по монтажу и демонтажу, аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского контроля, ремонтирует объект самостоятельно или привлекает сторонние организации.

В конечном итоге тот, кто проводит перечисленные работы, должен обеспечить наличие в штате квалифицированного персонала. Допускать сотрудников к выполнению соответствующих работ можно только на основании распорядительного акта.

Такое лицо должно быть зарегистрировано как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иметь распорядительный документ, определяющий структуру управления, выполнять работы по обслуживанию и ремонту объектов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Распорядительным актом из числа персонала нужно назначить:

  • ответственного за организацию эксплуатации объекта;
  • ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта;
  • электромеханика по лифтам, электромеханика эскалатора и пассажирского конвейера;
  • лифтера, оператора эскалатора, пассажирского конвейера, оператора подъёмной платформы;
  • диспетчера по контролю за работой лифтов.

Аварийно-техническое обслуживание объекта нужно проводить круглосуточно, а порядок проведения таких работ - утвердить распорядительным документом.

Сведения о выполнении осмотров, обслуживании и о ремонте объекта заносятся в журнал периодического осмотра объекта и журнал технического обслуживания и ремонта объекта. Запись делает квалифицированный персонал, выполнивший работы, а заверяет их ответственный за организацию обслуживания и ремонта объекта.

Информация о проведении технического освидетельствования и обследования объекта указывается в его паспорте. Делает это представитель лица, выполнившего техническое освидетельствование или обследование.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО, ТСЖ и ЖСК соответствовать ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). . А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

На сегодняшний день в 2017 году нормы в Ростехнадзоре к регистрации и обслуживанию лифтов не так строги, как результат, — большое количество аварий и жертв. «В среднем в лифтах гибнет около 50 человек в год», — говорит вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. И немалая часть из них — это сами механики, которые не соблюдают требования безопасности.

В России насчитывается 440 тысяч лифтов, из них 130 тысяч выработали свой ресурс. Те или иные претензии есть примерно к 40 процентам лифтов в стране, отмечает Алексей Захаров.

Сейчас основные требования к эксплуатации лифтов содержит техрегламент Таможенного союза. Но это рамочный документ, который указывает только общие требования к безопасности лифтов. А ГОСТы носят добровольный характер.

За безопасность лифта отвечает управляющая компания. Это она организует правильную эксплуатацию, нанимает специализированную организацию для проведения ремонтных работ. Теперь к УК появляется ряд новых требований.

«Вернется требование наличия в штате специалиста по организации эксплуатации лифтов. Достаточно будет одного человека на организацию», — говорит Алексей Захаров. Такой сотрудник должен знать, как лифт эксплуатируются, с какой специализированной организацией можно заключать договор и как потом проверять ее работу, а также проводить ежегодно испытания лифта.

За три года в России необходимо заменить 80 тысяч лифтов. А всего их в нашей стране около 440 тысяч

Повышенные требования с вступлением новых правил в силу предъявляются и к специализированной организации. У нее должен быть персонал, который прошел обучение. Каждый механик должен сдать квалификационный экзамен, данные о котором будут внесены в федеральный реестр. У таких сотрудников появится и персональная ответственность, утверждает Алексей Захаров. В случае аварии можно будет понять, кто из сотрудников плохо выполнил свою работу.

Также у специализированной организации должно быть помещение для хранения инструментов и проведения ремонтных работ, транспорт для перевозки тяжелых деталей. Сегодня все это для специализированной организации не обязательно, а в итоге компании, с которыми заключен договор на эксплуатацию лифта, по факту ничего не делают.

Постановка на учет лифтов в 2017-2018 году

Эксплуатация и нормативные документы

Новые ужесточенные правила ПП РФ № 743 также предусматривают обязательную подачу данных в Ростехнадзор о постановке лифта на учет для внесения данных о нем в федеральный реестр. В ходе проверки в 2016 году было выявлено около 10 тысяч лифтов, которые эксплуатировались без документов, еще около 10 тысяч лифтов работали без договоров обслуживания, 7-8 тысяч не проходили ежегодное испытание. Государство не знает о существовании этих лифтов и проблемах жителей домов, в которых они работают.

Проведение ремонтных работ

Не везде ремонт поможет решить проблему с лифтом. Во многих домах лифты отключены, а жильцы поднимаются на свои этажи пешком. Такие подъемники необходимо менять. В 2017 году кредитование ускоренной замены лифтового оборудования в жилых домах названо приоритетным ведомственным проектом Минстроя. Свое участие в нем подтвердили более 20 регионов. В этом году планируется заменить 18 тысяч лифтов, 5 тысяч из них — в срочном порядке, по контрактам на ускоренную замену. В Минстрое считают, что этот проект позволит за несколько лет обновить лифтовое хозяйство. До 2020 года в России требуется замена более 80 тысяч лифтов.

В среду в действие вступают новые правила эксплуатации лифтов. Они должны сделать этот транспорт безопаснее и сократить число аварий на подъемниках. Основное изменение в том, что обслуживанием лифтов теперь будут заниматься только профессионалы. Дилетантам придется "покинуть кабину".


Самые громкие аварии на лифтах за последнее время связаны именно с ошибками обслуживания и эксплуатации механизмов. Механики, занимающиеся ремонтом лифтов, не всегда обладают нужными знаниями и проходят обучение и переквалификацию, получают нужную категорию для работы с современными, напичканными электроникой лифтами. В результате треть получивших травмы или погибших при авариях лифтов людей - сами механики, ремонтирующие подъемники, или строители.

Это говорит о том, что сотрудники, непосредственно работающие с лифтами, довольно мало знают об опасностях своей работы. И от того пользоваться подъемниками, которые они отремонтировали, вдвойне страшнее. "В среднем в лифтах гибнет около пятидесяти человек в год", - говорит вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

Непрофессиональные мастера лишатся возможности обслуживать лифты. Заниматься этим будут только квалифицированные механики. "Случайные, неподготовленные люди не смогут получить доступ к обслуживанию лифтов", - подчеркивает Алексей Захаров.

Механики должны сдать квалификационный экзамен или могут лишиться работы. Сама специализированная организация не может иметь лишь штат сотрудников, для ремонта подъемников ей необходима отдельная мастерская и транспорт. Правила позволяют отсеять конторы, которые получили право на обслуживание лифта, но по факту не занимаются этим. Насколько новые нормы помогут убрать с рынка такие организации, будет зависеть от контролирующих органов. Основания для "зачистки" рынка у них теперь есть.


Примерно к 40 процентам лифтов в стране есть те или иные претензии. Вот этот застрял между этажами. Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Иметь квалифицированный персонал, который разбирается в эксплуатации лифтов, обязали и управляющую компанию. Именно он должен следить за тем, насколько качественно выполнили свою работу механики. А также за соблюдением рекомендаций по эксплуатации от производителя лифта, за тем, чтобы все профилактические и ремонтные работы были сделаны вовремя.

Спрос на специалистов, которые разбираются в лифтах, вырастет. В силу несовершенства законодательства в последние годы таких специалистов становилось все меньше. И все мы знаем, к каким результатам привело их сокращение. А работы у них достаточно. Примерно к 40 процентам лифтов в стране есть те или иные претензии, отмечает Алексей Захаров. В стране из 440 тысяч лифтов 130 тысяч выработали свой ресурс.

В стране из 440 тысяч лифтов свой ресурс выработали 130 тысяч подъемников

Еще одна проблема, которую позволят устранить новые правила, это постановка на учет всех лифтов, находящихся в эксплуатации. За время, пока отрасль регулировала себя сама, накопилось большое число подъемников, которые нигде не числятся. То есть для государства они фактически не существуют. Эксплуатация таких механизмов крайне опасна. Ведь если лифт не стоит на учете, его никто не придет проверять - невозможно следить за его исправностью.

В ближайшее время в этом вопросе обещают навести порядок. Все лифты внесут в федеральный реестр. Подъемники, сведения о которых не будут включены в реестр, лишатся права на эксплуатацию.

Самые громкие аварии

В январе 2017 года механика насмерть раздавило лифтом в одном из домов Московской области. Он ремонтировал двери лифта, но забыл отключить сам подъемник. Двери внезапно захлопнулись и лифт пришел в движение.

Случай массовой гибели людей произошел при строительстве жилого комплекса "Сердце столицы" в Москве. При падении лифта погибли пять человек, все они были строителями, работавшими на объекте. Причиной трагедии стал обрыв троса.

error: