Как подготовить аналоговый мультиметр к работе. Как правильно пользоваться мультиметром – азы для новичков! Измеряя силу постоянного тока, следуйте инструкции

Всем привет! Думаю, многие автомобилисты и просто электрики согласятся, что наличие мультиметра очень помогает в повседневной жизни. Он может пригодиться в быту и при обслуживании или ремонте транспортного средства. Потому сегодня поговорим немного о том, как пользоваться мультиметром и делать это правильно.

Можете называть устройство тестером, мультиметром (МТМ) или цешкой. Хотя тестер и МТМ не совсем одно и то же. Но предлагаю не зацикливаться на обозначениях, а просто поговорить на актуальную тему.

С помощью таких устройств можно проверить параметры напряжения, работу электрического оборудования, сделать замеры тока и сопротивления. Вообще МТМ являются многофункциональными устройствами, и должны находиться в автомобиле каждого водителя.

Знакомство с устройством

Для начала предлагаю поговорить про сами мультиметры как электронные устройства. Далее будет представлена подробная инструкция для начинающих или, как это принято говорить, для чайников.

Посмотрим на переднюю панель устройства для измерений показателей в машине и дома. Обычно на лицевой части указано несколько значений. А именно:

  • OFF. Здесь все понятно. Прибор находится в выключенном состоянии;
  • ACV. Такое обозначение указывает на переменное напряжение;
  • Значок Ω означает тут сопротивление;
  • DCA является постоянным током;
  • Завершает все DCV или постоянное напряжение;
  • 3 разъема с соответствующими указателями;
  • Непосредственно сам циферблат или электронное табло.

Что касается 3 разъемов. Через них подключаются щупы. Набор с клещами идет в комплекте к МТМ, потому тут все должно быть понятно.


Есть одно замечание относительно того, как и когда подключать те или иные щупы к тестеру. Есть черный провод, который неизменно всегда идет в гнездо, которое обозначено символами COM.

А вот с красным ситуация более сложная. Все зависит от того, какие именно измерения своим цифровым мультиметром вы собираетесь проводить. Когда делаются замеры напряжения в электросети, сопротивления или силы тока номиналом до 200 мА, тогда вам нужен только выход VmA. Если же величина превышает 200 мА, тогда подключайтесь красным щупом к 10 ADC.

Думаю, с этим разобрались. Если сделать все наоборот, долго пользоваться тестером вам не удастся. Причиной тому станет сгоревший предохранитель. Как и в случае с в авто, здесь также применяются плавкие элементы.


Аналоговые МТМ

Большинство автомобилистов и электриков отдают предпочтение цифровым мультиметрам. Это современные устройства с широкими функциональными возможностями.

Но на рынке также присутствуют устаревшие приборы. Их называют аналоговыми или стрелочными. Кому как удобнее. Но вот их характеристики и эффективность значительно уступают цифровым решениям. Пользоваться стрелочным тестером не лучший вариант, поскольку у шкалы больше погрешность.

Да и в целом пользоваться подобными аппаратами не особо удобно. Лучше сразу переходить на цифровые приборы хорошего качества.

К таковым я бы отнес следующие модели:

  • DT830;
  • DT832;
  • DT838;
  • Ресанта DT 181;
  • Ресанта DT 182;
  • ДТ9205а;
  • Ермак;
  • Mastech и пр.

Хотя не буду скрывать, что некоторые продолжают пользоваться цифровыми тестерами. Вероятно, они у них давно в , либо просто автомобилист не хочет тратить деньги на цифровой аппарат, поскольку его полностью устраивает его стрелочный мультиметр.


Инструкция по использованию

Теперь немного подробнее расскажу вам о том, как своими руками воспользоваться мультиметром цифрового типа, чтобы сделать разные замеры параметров.

В нашем материале будет рассмотрено измерение:

  • напряжения;
  • силы тока;
  • сопротивления;
  • прозвонки.

Чтобы все было более понятно, про каждую процедуру поведаю отдельно. Если вам есть чем дополнить эту инструкцию, обязательно пишите в комментариях.


Напряжение

Измерить напряжение самостоятельно не сложно. Но подробная инструкция на такой случай точно не помешает.

Последовательность ваших действий будет такая:

  • Переведите переключатель в соответствующее положение;
  • В сети, где имеется переменное напряжение, стрелка должна располагаться в зоне ACV;
  • Щупы МТМ идут в гнезда СОМ и VΩmA;
  • Теперь выставляйте подходящий примерный диапазон;
  • Если сомневаетесь, переводите в максимальное значение;
  • Когда на табло появится цифра, можно отрегулировать положение;
  • Если это сеть с постоянным напряжением, МТМ применяется так же;
  • Но во втором случае переключатель лучше поставить в положение 20 В;
  • Щупы к цепям следует подключать строго параллельно.

Вы наглядно можете видеть, что ничего сложного в этой процедуре нет. А потому вы с легкостью своими руками сможете измерять напряжение, которое сейчас наблюдается в электросети. Как переменное, так и постоянное.

Тут главное не касаться голыми руками к щупу, поскольку он будет находиться под воздействием тока.


Сила тока

Для определения параметров тока первым шагом является ответ на вопрос о том, какой именно ток идет по проводке. Он бывает переменным и постоянным.

  • В зависимости от параметров примерного напряжения, красный щуп идет в соответствующее гнездо Ω;
  • Сначала щуп лучше поставить туда, где токовое значение выше;
  • Если на табло увидите меньшее значение, можно переключиться;
  • При необходимости уменьшите диапазон измерения;
  • Когда МТМ используется в роли амперметра, подключение к цепи происходит последовательно.

И тут, как видите, можно легко справиться самостоятельно. Задача по замерам силы тока выполнена. Потому переходим к следующему пункту.


Сопротивление

Самым простым и безопасным мероприятием с применением МТМ является замеры сопротивления.

Тут действуйте следующим образом:

  • Переключатель ставится в любое положение в зоне;
  • Выбирается подходящий диапазон измерений;
  • Перед операцией отключается питание в сети обязательно;
  • Иначе тестер не покажет правильное значение;
  • Если видите цифру 1 на табло, либо значения Over и Ol, тогда следует выставить более высокий диапазон;
  • В противном случае произойдет перегрузка;
  • При появлении 0 тестер переводится в меньший диапазон.

Соблюдение этих простых правил и последовательности в ваших действиях позволит быстро и без особых проблем сделать все необходимые процедуры по измерению сопротивлений.

Хорошая функция мультиметра, которая часто выручает при ремонте домашней бытовой техники. Я, к примеру, недавно починил жене утюг. И тестер оказался крайне полезным в этой работе.


Прозвонка

Я вам ничего не говорил о задней панели мультиметра. Хотя там находится еще несколько функций. Они в основном предназначены для радиотехников, которые профессионально занимаются своей работой. Для задач в домашних условиях или при ремонте авто они не понадобятся.

За исключением одного режима. Его называют режимом прозвонки. Предназначен он для поиска обрывов в электроцепи. Для этого цепь нужно прозвонить. Когда она замкнута, то есть обрыв отсутствует, тогда появляется звуковой сигнал. Если же обрыв есть, тогда звуков никаких не возникнет. Это означает, что вы нашли проблемный участок.

В домашней мастерской радиолюбителя обязан быть универсальный измерительный прибор (тестер), так как ни одна радиолюбительская конструкция, даже самая простая, не обходится без наладки.

Бывают случаи, когда собранная конструкция плохо работает или вообще не дышит, и вот в таких случаях на помощь приходит измерительный прибор. Да что там радиолюбительские конструкции, в домашнем быту такой прибор просто необходимая вещь.

На сегодняшний день наибольшую популярность получили цифровые измерительные приборы — мультиметры . Они просты в использовании, многофункциональны и относительно дешевые. Цены на них тоже разные и зависят от качества изготовления, количества функций и параметров прибора.

В любом мультиметре, не зависимо от цены, есть стандартный набор функций, которые поддерживают все модели: это напряжение , ток и сопротивление . И когда будете покупать прибор, обязательно выбирайте с режимами прозвонки и звукового генератора , а по цене выбирайте середину — между самым дешевым и самым дорогим. Из середнячков можно брать тот, на который продавец дает приемлемую гарантию.

Мультиметр. Внешний вид.

Размещение параметров измерений у всех мультиметров стандартное, а для удобства они разбиты на сектора и обведены линиями. В центре расположен круглый переключатель, которым выбирают параметр и предел измерения нужный в данный момент.

Измеряем постоянное напряжение.

Начнем с измерения постоянного напряжения : этот сектор разбит на пять поддиапазонов с пределами измерения:

1. 200мВ (милливольт);
2. 2000мВ (милливольт);
3. 20В (вольт);
4. 200В (вольт);
5. 1000В (вольт).

обозначающие максимальное значение поддиапазона, в пределах которого ведется измерение.

Измерительные щупы вставьте в соответствующие гнезда как на фото. Красный щуп принято называть «плюсовым », а черный, «общим » или «минусовым ».

Рассмотрим пример с использованием пальчиковой батарейки.
Известно, что ее напряжение составляет 1.5 Вольта, и чтобы его измерить мы выбираем предел «20 », что соответствует диапазону от 0 до 20 Вольт.

Берем измерительные щупы мультиметра, и касаемся ими «плюсового » и «минусового » контактов батарейки и на индикаторе высветилась величина напряжения равная 1.49 Вольта. Измерение закончено.

Как видите, все очень просто — главное правильно выбрать предел измерения .

Производим измерение напряжения неизвестной величины.

Бывают моменты, когда величина напряжения неизвестна даже приблизительно, и чтобы не сжечь мультиметр переключатель переводят в максимальный предел измерения «1000 », что соответствует диапазону от 0 до 1000 Вольт. И затем, постепенно уменьшая диапазон, находят соответствующую величину измеряемого напряжения.

Например. Мы не знаем, какое напряжение у нашей батарейки и поэтому начнем с предела «1000 ». Берем измерительные щупы мультиметра, касаемся ими контактов батарейки и видим на индикаторе нули. Нули говорят о том, что напряжения нет или его величина слишком мала.

Идем дальше. Переводим переключатель в положение «200 » и опять касаемся щупами контактов батарейки. Теперь на индикаторе появились показания напряжения, а этого уже практически достаточно, чтобы понять, что это 1.4 Вольта.

Однако у нас впереди стоит нолик, а он как раз говорит о том, что можно еще снизиться, и более точно измерить напряжение. Снижаемся до предела «20 ». На индикаторе отобразилось реальное напряжение нашей батарейки, а именно 1.49 Вольта.

Вот таким способом, не зная точного значения измеряемой величины тока, напряжения или сопротивления, находят его истинное или близкое к истинному значение.

Еще бывают моменты, когда на индикаторе мультиметра высвечивается единица (1 ). Это говорит о том, что измеряемое напряжение или ток выше того предела измерения, который установлен. В этом случае необходимо перейти на ступеньку выше. Старайтесь как можно реже допускать этого.

У нас остались не рассмотренными два поддиапазона: это 2000мВ (милливольт) и 200мВ , которые рассчитаны на измерение небольших напряжений. Как правило, на этих поддиапазонах работают тогда, когда настраивают режимы работы транзисторов или переходных каскадов в радиолюбительских схемах.

2000 мВ – соответствует диапазону от 0 до 2 Вольт;
200 мВ – соответствует диапазону от 0 до 200 мВ (милливольт).

Еще один нюанс, про который необходимо сказать, это когда при измерении постоянного напряжения или тока Вы не будете знать где «плюсовой » или «минусовой » контакты и случайно их перепутаете — страшного здесь ничего нет. Просто с левой стороны перед цифрами появится знак «минус ».

Таким образом, можно определять полярность напряжения.

Измеряем переменное напряжение.

Процесс измерения переменного напряжения аналогичен измерению постоянного напряжения с той лишь разницей, что здесь не надо определять где «плюс » и «минус ». А для примера измерим напряжение бытовой электрической сети 220 Вольт.

Внимание! Будьте особо внимательны и предельно аккуратны при измерении высоких напряжений. Не прикасайтесь к металлическим частям щупов!!!

Этот сектор разбит всего на два поддиапазона с пределами измерений:

200 Вольт;
750 Вольт.

обозначающие максимальное значение поддиапазона, в пределах которого ведется измерение. Измерительные щупы стоят так же, как при измерении постоянного напряжения.

Выбираем предел измерения 750 Вольт. Дополнительно убеждаемся в исправности изоляции проводов и щупов мультиметра. Еще раз проверяем правильность выбранного предела измерения, и только после этого производим измерение напряжения сети 220 Вольт .

Как видите все очень просто.
И здесь также не забываем, что при измерении переменного напряжения, величина которого неизвестна, определять его, начинаем только с максимального предела , а именно с 750 Вольт.

Обязательно после завершения работы с мультиметром отключаем его, переводя переключатель в положение «OFF », иначе батареек не напасетесь.

А чтобы окончательно разобраться в измерении напряжения мультиметром, посмотрите этот ролик.

Современные автомобили не обходятся без электроники, более того они просто нашпигованы электрическими цепями и устройствами. Для того, чтобы быстро диагностировать неисправности в электрических цепях автомобиля, вам как минимум понадобиться такой прибор как мультиметр.

В данной статье рассмотрим наиболее распространенные модификации и подробно разберем как пользоваться мультиметром для чайников, т.е. для тех, кто никогда не держал этот прибор в руках, но хотел бы научиться.

Основные разъемы и функции мультиметра

Для того, чтобы лучше понимать о чем идет речь, приведем наглядную фотографию мультиметра и разберем режимы и разъемы.

Начнем с разъемов, куда подключать провода. Черный провод подключается в разъем под названием COM (COMMON, что в переводе означает общий). Черный провод всегда подключается только в данный разъем, в отличии от красного, который в большинстве случаев имеет 2 разъема для подключения:

  • разъем VRmA — используется для измерения напряжения, сопротивления и токов выше 10 А (Ампер);
  • разъем 10А — используется для измерения токов до 10 А.

Функции и диапазоны мультиметра

Вокруг центрального указателя вы можете увидеть диапазоны, разделенные белыми контурами, разберем каждый из них:

  • DCV — (DC — постоянный ток, V — напряжение) с помощью данного диапазона измеряется напряжение постоянного тока. На шкалах обозначены вольты и милливольты;
  • ACV — (AC — переменный ток, V — напряжение) соответственно измеряется напряжение переменного тока;
  • DCA — (DC — постоянный ток, A — Амперы) измерение постоянного тока (на приборе указан диапазон от 200 микроампер до 200 миллиампер);
  • 10A — отдельный диапазон измерения более большого постоянного тока, для этого необходимо переставить красный провод в верхний разъем;
  • hFE — режим проверки транзисторов;
  • Омега — диапазон замера сопротивления.

Замер напряжения постоянного тока батарейки

Приведем наглядный пример, как пользоваться мультиметром, а именно измерим напряжение постоянного тока обычной батарейки.

Поскольку мы изначально знаем, что напряжение постоянного тока в батарейке примерно 1,5 В, то можем сразу ставить переключатель на значение 20 В.

Важно! В случае, если вы не знаете напряжение постоянного тока в измеряемом приборе или устройстве, то всегда необходимо устанавливать переключатель в максимальное значение нужного диапазона и по мере необходимости снижать его, для уменьшения погрешности.

Включили нужный режим, переходим непосредственно к измерению, прикладываем красный щуп к плюсовой стороне батареи, а черный к минусовой — смотрим результат на экране (должен показать результат 1,4-1,6 В, в зависимости от состояния батареи).

Особенности замера напряжения переменного тока

Разберем подробно на что необходимо обращать внимание, если вы замеряете напряжение переменного тока.

Перед работой обязательно проверяйте в какие разъемы вставлены провода, поскольку если при замерах переменного тока, красный провод у вас будет вставлен в разъем для измерения тока (разъем 10 А), то произойдет короткое замыкание, что крайне нежелательно.

Опять же, в случае, если вы не знаете диапазон напряжения переменного тока, то ставьте переключатель в максимальное положение.

Например, в бытовых условиях мы знаем, что напряжение в розетках и электроприборах приблизительно 220 В, соответственно на приборе можно смело ставить 500 В из диапазона ACV.

Как измерить утечку тока в автомобиле мультиметром

Рассмотрим, как измерить утечку тока в автомобиле с помощью мультиметра. Предварительно отключите всю электронику и достаньте ключ из замка зажигания. Далее необходимо скинуть минусовую клемму с аккумулятора (плюсовую оставить без изменений). Выставляем мультиметр в режим измерения постоянного тока 10 А. Не забываем переставить красный провод в соответствующий разъем (верхний, соответствующий 10 А). Один щуп подключаем к клемме на отсоединенном проводе, а второй непосредственно к минусу аккумулятора.

Немного подождав, пока значения перестанут прыгать, вы увидите требуемое значение утечки тока в вашем автомобиле.

Какое значение утечки является допустимым

  • Минимально допустимым значением является 15 мА;
  • Максимальное же значение утечки тока в автомобиле составляет 70 мА.

Если максимальное значение у вас превышено, то необходимо переходить к поиску утечки. Утечку могут создавать любые электрические приборы автомобиля.

Основным электрическим измерительным инструментом, которым пользуются электрики, радиоинженеры, автоэлектрики, другие специалисты в области электроники, является мультиметр. Название инструмента отражает возможность измерения нескольких электрических величин. Большинство мультиметров имеют возможность измерения следующих величин:

  • напряжение (постоянное, переменное);
  • сопротивление.

В качестве дополнительных опций мультиметры могут измерять величину емкости, силу переменного тока, коэффициент передачи h21 биполярных транзисторов, «прозванивать» электрические цепи (определять наличие контактов и соединений).

По типу индикации измеряемых величин мультиметры классифицируются на:

  • стрелочные;
  • цифровые.

В стрелочных мультиметрах в качестве базового измерительного устройства применяется микроамерметр магнитоэлектрического типа с системой переключающихся шунтов и диодных сборок. На аналоговой шкале нанесены деления для измерения электрических величин. Вид стрелочного мультиметра.

В цифровых мультиметрах происходит преобразование аналогового измеряемого сигнала в цифровой, затем обработка и передача информации на цифровую шкалу. Цифровые мультиметры имеют ряд преимуществ по сравнению со стрелочными:

  • повышенную точность измерений;
  • наглядность индикации;
  • механическая устойчивость к падениям;
  • простота в использовании непрофессиональными специалистами.

Производители выпускают мультиметры общего и специального назначения.

Специальные цифровые мультиметры могут быть предназначены для:

  • измерения больших электрических величин;
  • контроля климатических параметров (давление, температура);
  • измерение параметров радиодеталей (сопротивление, емкость, индуктивность).

Применение мультиметра общего назначения

Мультиметром общего назначения считается измерительный инструмент, предназначенный для измерения токов, напряжений и сопротивлений в бытовых сетях, устройствах и легковых автомобилях.

Типичным представителем такого мультиметра является прибор MAS 830L.

Он выполнен по классической схеме. В состав устройства входят:

  • ЖК-индикатор14 для визуализации результатов измерений;
  • выключатель подсветки цифровой шкалы 2;
  • выключатель режима самодиагностики 1;
  • переключатель режимов;
  • гнезда щупов 7, 8, 9;
  • разъем для подключения транзисторов 10.

Ударопрочный корпус мультиметра помещен в резиновый кожух для увеличения механической стойкости.

Последовательность проведения измерений

Измерение постоянных напряжений

Для выполнения измерений черный щуп мультиметра подключают к разъему COM (8), красный – к разъему 7. Такое подключение щупов используется при всех измерениях, за исключением измерения величины постоянного тока на пределе 10 Ампер.

Измерение величины напряжения производят параллельным подключением щупа к точкам (выводам, контактам, разъемам, клеммам) измерений. Переключатель режимов устанавливают в зону 13 на предел, соответствующий максимально возможному напряжению в конкретной цепи. Например, при проведении измерений в легковом автомобиле переключатель устанавливают на предел 20 Вольт. Если величина измеренного напряжения будет менее 2 Вольт, для получения более точных данных следует установить переключатель на 2 В. Если величина измеряемого напряжения превысит предел измерения, на цифровом индикаторе появиться значение 1 в верхнем регистре.

На цифровом индикаторе показывается полярность напряжения (значок + и -).

Измерение переменных напряжений

Данный режим часто используется для контроля бытовой сети 220/380 Вольт 50 Герц. Для этого переключатель режимов устанавливается в зону 3 на предел 600 Вольт. Результаты измерения индицируются на цифровой шкале. Если величина меньше 200 Вольт, для увеличения точности предел можно установить на 200 Вольт.

При выполнении измерений необходимо соблюдать меры предосторожности.

Измерение величины постоянного тока

Измерения проводятся, подключая щупы в разрыв электрической цепи. Ели подключить, например, в режиме измерения тока щупы к клеммам аккумулятора, прибор выйдет из строя. Первоначально переключатель устанавливается на 200m (миллиампер), затем, на меньший, если требуется.

На пределе тока до 10 Ампер красный щуп помещают в гнездо 9. При большом токе проводники щупов могут нагреваться.

Измерение сопротивления

Переключатель устанавливают в зону 11 на предел 200. Щупы устанавливаются в гнезда 7 и 8. Если индицируется 1 (рис.4), значит, сопротивление цепи имеет большее значение, предел увеличивается.

Индикация 1 на максимальном пределе свидетельствует об обрыве в цепи.

Контроль работоспособности диода

В мультиметре имеется возможность проверять работоспособность диодов. Переключатель устанавливается в положение 12. Попеременно подключая щупы к диоду в различных направлениях, определяют исправность диода. В одном из направлений сопротивление должно быть около 600 Ом. В обратном включении сопротивление практически бесконечное (на индикаторе показывается 1).

«Прозвонка» электрической цепи

Для определения исправности электропроводки звуковым методом переключатель устанавливается в положение 6. Щупы подключаются к противоположным выводам контролируемого проводника. При наличии электрического соединения (исправности контактов, проводника) сработает зуммер.

Определение коэффициента передачи h21 биполярных транзисторов

Переключатель устанавливается в OFF (выключен). Транзистор вставляется в разъем 10 в соответствии с полярностью, расположением базы, коллектора, эмиттера (cbe). Переключатель устанавливается в направлении 5. На ЖК-дисплее индицируется коэффициент передачи транзистора.

Меры безопасности

В процессе проведения измерений следует соблюдать следующие меры безопасности:

  • при работе с высокими напряжениями (в положении 200 и 600 вольт) нельзя касаться токоведущих элементов щупов и проводов, разъемов;
  • во время проведения измерений в бытовой сети 220/380 Вольт необходимо пользоваться индивидуальными средствами защиты (резиновые перчатки, изоляционный коврик);
  • при измерении больших токов (10 А) желательно применять защитные очки для предотвращения попадания искр в органы зрения;
  • измерение тока следует производить только в разрыв электрической цепи.

Современные автомобили оборудованы различными электроприборами, которые часто ломаются и нуждаются в проверке.

Как выбрать мультиметр?

В настоящее время на рынке представлен широкий ассортимент мультиметров - от простых измерителей выдержки прерывателя и тахометров до многофункциональных устройств с десятью различными шкалами или цифровыми табло. На рисунке представлены: A Sparktune: измеритель выдержки, вольтметр, амперметр. B Autoranger: измеритель выдержки, вольтметр, омметр, амперметр, тахометр. B Testune: измеритель выдержки, вольтметр, омметр, амперметр, тахометр. D Hawk: измеритель выдержки, тахометр. E Avometer 2003: вольтметр, амперметр, омметр. F CAB-100: тестер для аккумулятора.

Одним из способов проверки состояния электрических цепей является подключение простой контрольной лампы на участке между токонесущими проводами и заземлением. Тем не менее, этот способ позволяет установить лишь факт подачи тока к определенной точке участка.

Для более точной проверки используются измерительные приборы, определяющие напряжение, которое подается на компонент электросистемы, и сопротивление этого компонента или цепи в целом.

Мультиметры

В магазинах, торгующих автомобильными принадлежностями, можно приобрести измерительные приборы, предназначенные специально для автомобилей. Самыми полезными приборами считаются мультиметры, которые, согласно названию, измеряют различные характеристики электросистемы.

В автомобилях используется постоянный ток, и с помощью мультиметра можно измерить его силу, а также напряжение и сопротивление в указанной точке. Некоторые мультиметры также снимают показания о скорости двигателя и времени выдержки контактов.

Перед каждым измерением необходимо обнулить предыдущие показания, особенно если вы планируете работать с малыми величинами (например, сопротивлением).

Не используйте для проверки компонентов элетросистемы измерительные приборы с подвижными стрелками. В противном случае вы можете чрезмерно нагрузить и повредить их. Используйте цифровые измерительные приборы.

Как использовать мультиметр

Проверьте сопротивление провода высокого напряжения, переключив мультиметр в режим омметра и сняв показания на обоих концах провода.

Мультиметр можно использовать для измерения напряжения, силы тока и сопротивления. Некоторые подобные приборы также измеряют выдержку контактов и скорость двигателя. Для получения достоверных результатов необходимо правильно подключить датчики.

Для измерения напряжения на аккумуляторе следует подключать датчик между штырями. Для измерения сопротивления провода высокого напряжения следует подключать датчики к обоим концам провода.

Переключите мультиметр в режим амперметра и подключите его к шунту, чтобы измерить силу тока, производимого генератором.

Для измерения силы тока, производимого генератором или динамо-машиной, подключите мультиметр через шунт. Измерьте напряжение катушки или другого элемента цепи, соединив один датчик с ним, а второй - с заземлением.

Чтение показаний

Для измерения напряжения необходимо переключить мультиметр в режим вольтметра и подключить один датчик к цепи, а второй заземлить.

При использовании мультиметра необходимо правильно соединять его контакты с компонентами системы. Способ соединения зависит от полярности автомобиля. В автомобиле с отрицательным заземлением необходимо подключать к кузову контакт с меткой (-), а в автомобиле с положительным заземлением - контакт с меткой (+). Для проверки полярности обратитесь к инструкции по эксплуатации.

Убедитесь в плотности крепления контактов, при необходимости очистите их от ржавчины и краски, чтобы показания были точными. Для зачистки неплохо подходит наждачная бумага.

Работая в двигательном отсеке, прикрепите датчик к зажиму заземления на аккумуляторе

Проверка аккумулятора

Задайте мультиметру соответствующие настройки и подключите его к клеммам аккумулятора. Результат измерений должен быть примерно равен 11-12В (при низком и высоком уровне заряда соответственно).

Если по данным мультиметра напряжение равно 10В и менее, можно предполагать наличие повреждений в одной из ячеек аккумулятора. Подключите контакт заземления к кузову автомобиля и снимите показания повторно. Они не должны отличаться от результатов предыдущего измерения. Если это не так, проверьте прочность крепления контактов.

Соедините один датчик мультиметра с заземлением, а второй - с соленоидом стартера. Снимите показания еще раз. При низких значениях проверьте соединение между клеммой аккумулятора и соленоидом стартера.

Если при замере показания на контактах слишком низки, перед проверкой других составляющих цепи необходимо их закрепить. Очистите проблемные места от грязи и ржавчины и сделайте повторный замер. Когда результаты всех замеров будут примерно равны, их можно будет использовать для сверки при осмотре других составляющих цепи.

Проверка приборов

Проверка тахометра

Для проверки нового тахометра необходимо подключить мультиметр к клемме на задней стороне прибора и заземлению. При подаче на прибор тока мультиметр зафиксирует показания. Этот прием можно использовать для любого прибора.

Многие приборы работают на токе, который проходит через стабилизатор напряжения. Если сразу несколько приборов отображают неверные показания, возможно, стабилизатор неисправен. Для проверки необходимо подключить к выходному разъему мультиметр и включить зажигание.

Проверка стабилизатора

В современных автомобилях некоторые приборы получают питание от стабилизатора напряжения. Если стабилизатор ломается, показания приборов искажаются. Перед проверкой каждого прибора необходимо проверить сам стабилизатор, подключив мультиметр к его выходному разъему и заземлению.

Мультиметр должен показывать примерно 10В, небольшие отклонения обусловлены действием реостата. Сильное отклонение свидетельствует о том, что мультиметр необходимо заменить.

Проверка датчика уровня топлива

Отключите проводку от клеммы датчика и подключите мультиметр между нерабочей клеммой и точкой заземления. Показания могут быть различными, в зависимости от положения поплавка. Если показания снять не удается, необходимо отремонтировать или заменить датчик.

В датчике топливного бака есть резистор переменного сопротивления, исправность которого можно проверить с помощью мультиметра.

Отключите проводку от датчика и подключите мультиметр между нерабочей клеммой и точкой заземления. Если датчик исправен, мультиметр должен показывать определенное значение. Для проведения полной проверки необходимо снять показания с полным, полупустым и пустым баком.

Показания должны представлять собой логичную последовательность с примерно равными промежутками. Если значения равны, скорее всего, в датчике произошло короткое замыкание, и он дает неверные показания.

Проверка зажигания

При проверке цепи низкого напряжения необходимо замкнуть ее, закрыв контакты прерывателя.

Если в катушке используется добавочный резистор, под его действием напряжение на входной клемме будет ниже (около 6-8В). Для проверки напряжения зажигания подключите мультиметр к катушке и заземлению. Ненадолго включите стартер, и выключите его, чтобы обойти добавочный резистор. Мультиметр должен показать около 12В. Отключите мультиметр от катушки.

Если значение не изменится, неисправность кроется в самой цепи низкого напряжения или клеммах соленоида.

Проверьте эти компоненты, измерив перепады напряжения на них. Подключите датчик между клеммами на катушке и к заземлению.

Замкните контакты и переключите мультиметр в режим низкого напряжения. Он должен показать 0-0,5В. Если показание превышает 0,5В, клеммы на катушке работают неправильно.

Переключите мультиметр в режим высокого напряжения и разомкните контакты. Показания на входе и выходе должны совпадать.

Нулевое напряжение может свидетельствовать о поломке распределителя. Для того, чтобы в этом убедиться, необходимо отключить распределитель. Если после отключения распределителя напряжение не появилось, скорее всего, неисправность кроется в самой катушке.

Проверка проводов высокого напряжения

Для проверки проводов высокого напряжения необходимо переключить муультиметр в режим омметра. Если автомобиль работает с перебоями в зажигании, можно предполагать неисправность одного их таких проводов.

Определите тип проводов. Провода из углеродного сплава имеют сопротивление в пределах 10000-25000 Ом. Омедненные провода обладают малым сопротивлением, однако оснащаются радиоподавляющими заглушками с сопротивлением в 10000 Ом.

Отключите провода от свечей зажигания, снимите распределительные крышки и измерьте сопротивление сердечника на обоих концах. Убедитесь в правильности показаний.

Для проверки изоляции измерьте сопротивление сердечника и окружающего его пластика. Если провод в хорошем состоянии, показания должны быть одинаковыми.

Проверка системы зарядки

Запустите двигатель, подождите, пока он разогреется до нормальной температуры, а затем выключите его.

Переключите мультиметр в нужный режим (0-20В) и соедините его с клеммами аккумулятора. Запустите двигатель и снимите показания, а затем постепенно увеличьте скорость до 2000 оборотов в минуту, обращая внимание на табло мультиметра.

Если система работает правильно, сначала напряжение будет расти по мере увеличения скорости двигателя, а затем остановится.

Максимальное показание составляет 13,5-14,5В (в зависимости от модели автомобиля). Если напряжение не растет, можно предполагать наличие неисправности в системе зарядки.

Счетчик зарядки и разрядки аккумулятора

Существуют особые мультиметры, которые снимают показания с аккумулятора при высокой нагрузке (например, при запуске). Такой мультиметр представляет собой вольтметр с двумя зубцами, соединенными мощным резистором.

При соприкосновении зубцов с клеммами аккумулятора мультиметр снимает показания. Если аккумулятор исправен, мультиметр покажет примерно 9В.

Для такой проверки можно использовать обычный мультиметр. Отключите систему зажигания, обесточив катушку. Подключите мультиметр к клеммам аккумулятора, попросите помощника на несколько секунд включить стартер и снимите в это время показания. Как и в предыдущем случае, референтное значение составляет 9В.

Измерение силы тока

Измерение силы тока, производимого генератором или динамо-машиной, зачастую вызывает определенные затруднения, т.к. эта величина слишком велика для большинства измерительных приборов.

Для этого используется дополнительный элемент, именуемый шунтом. Шунт представляет собой резистор с определенным сопротивлением. Мультиметр подключается к электросистеме через шунт, определяет перепады давления и высчитывает силу тока. В некоторых случаях шунт поставляется в комплекте с мультиметром. Если это не так, прочтите инструкцию по эксплуатации автомобиля, чтобы подобрать нужный шунт.

error: