Детская библиотека руководители детского чтения. Мбу "централизованная система детских библиотек"

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому по юриспруденции на тему "Каталоги как средство приобщения детей к чтению в библиотеке".

1. Слайд

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей выпускной квалификационной работы - КАТАЛОГИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ В БИБЛИОТЕКЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что система библиотечных каталогов является одной из главных составляющих справочно-библиографического аппарата.

2. Слайд

Цель работы - выявление значимости каталогов в обслуживании детей, изучение методики организации детских каталогов.

3. Слайд

В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты каталогов для детей – как одной из составных частей справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Рассмотрение знаков информационной продукции в библиографической записи документов для детей и подростков показало. 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон ввёл в обращение новый термин, новый элемент оформления выходных сведений информационной продукции и новый элемент библиографической записи – знак информационной продукции .

Эта классификация примерно соответствует периодам:

  • младенческий – от рождения до 1 года;
  • преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет;
  • дошкольный возраст – от 3 до 7 лет;
  • младший школьный возраст – от 7 до 11 / 12 лет;
  • средний школьный возраст (подростковый) – от 12 до 15 лет;
  • старший школьный возраст (юношеский) – от 15 до 18 лет.
  • Старше 18 лет – взрослые.

4. Слайд

Далее в первой главе работы было рассмотрено значение библиотечных каталогов в обслуживании читателей – детей и подростков. Одна из задач детских и школьных библиотек – помочь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Эту задачу они решают вместе со школой, используя различные формы и методы работы.

Правильная организация фонда детской литературы, каталогов для детей будет способствовать выполнению этой задачи.

Каталоги и картотеки в детской библиотеке раскрывают читателям содержание фонда, расширяют кругозор, оказывают помощь в самообразовании, в руководстве чтением, в организации полноценного, развивающего досуга детей и подростков с помощью книги, приучают детей к самостоятельному выбору книг, являются главной составной частью справочно – библиографического аппарата библиотеки.

При создании каталогов учитывается возраст детей и соблюдаются принципы оформления: занимательность, доступность, наглядность.

5. Слайд

Методика организации каталогов для детей включает.

Размещают алфавитный каталог в служебном помещении; используют его в работе, как правило, библиотекари, руководители детского чтения. Но могут обращаться к нему и учащиеся, особенно старших классов.

Алфавитный указатель заглавий в центральных детских библиотеках и библиотеках – филиалах, обслуживающих детей, помогает установить фамилию автора, когда известно только название произведения. В указатель для дет

Каталог должен быть небольшой по объёму – не более 10 – 12 названий книг иначе ребёнок не досмотрит его до конца, его внимание может переключиться на другие каталоги, и он не вернётся к нему совсем.

Аннотация – это краткое изложение сути текста, указанное на то, кому, и с какой целью он адресован.

6. Слайд

Выделяют несколько разновидностей организации каталогов:

Каталог-картотеку составляют на карточках форматом 15х20 сантиметров из плотного цветного картона. Один цвет используется для определенной темы.

Каталог-турникет (вертушка) привлекает внимание детей своей необычной формой. Каждую плоскость турникета используют для какой-нибудь одной книги. Одна из плоскостей является заглавной, где указывают название темы, форму каталога, читательское назначение, помещается рисунок.

Каталог-ширма состоит из створок, соединенных между собой. Оформляется с одной стороны. Эта форма хорошо известна детям с раннего детства. Так издаются многие детские книжки-картинки для дошкольников, поэтому дети охотно обращаются к ним при выборе книг.

Каталог-плакат. Настенные иллюстрированные каталоги в виде плаката в библиотеках применяются реже. Их использую в тех случаях, когда из-за недостатка места каталоги нельзя разместить на столе. Недостаток каталогов-плакатов в том, что их надо рассматривать стоя, а это неудобно для читателя.

Каталог-игрушка – это тот же каталог-альбом с обложкой в виде какого- то животного, игрушки, изображения и т. д. Дети охотно относятся к таким каталогам.

ТОЛЬКО У НАС!

Доклад, презентация

без предоплаты

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

Гарантия

низкой цены

7. Слайд

Вторая глава содержит описание
опыта работы центральной детской
библиотеки МБУК «ЦБС Г. КАНСКА»
по организации каталогов для детей.

В городе Канске действует как Центральная детская библиотека, так и библиотеки-филиалы, обслуживающие как детей, так и библиотеки, обслуживающие все категории читателей.

Центральная детская библиотека является одним из старейших провинциальных книжных собраний в Красноярском крае. Сегодня Центральная детская библиотека обслуживает более 7000 человек. Книжный фонд насчитывает 58000 экземпляров.

Штат библиотеки составляет 14 человек.

  • библиотечный фонд – 58585
  • число читателей – 7410
  • книговыдача – 153865
  • число посещений – 59251
  • книгообеспеченность на одного читателя – 7,9 книг
  • читаемость – 20,8 книг
  • обращаемость фонда – 2,6 раза

8. Слайд

Анализ видов и форм каталогов для детей в библиотеке показал:

В Центральной детской библиотеке библиотечно-библиографическое обслуживание базируется на системе каталогов и картотек, фонде справочно-библиографических изданий, а в последние годы на использовании электронных ресурсов.

Каталоги представлены в карточной и машиночитаемой форме.

Алфавитный каталог выполняет информационные, справочные и поисковые функции. Состоит из 20 ящиков, которые пронумерованы по порядку (от 1 до 20).

В алфавитном каталоге применяются следующие виды разделителей:

  • буквенные
  • слоговые
  • словарные
  • персональный (именной)
  • левосторонних разделителей о нем (о ней) в каталоге нет

Карточки алфавитного каталога заполнены от руки, библиотечным почерком, имеются карточки, распечатанные на принтере. На каталожном шкафу имеется надпись с названием каталога.

9. Слайд

Во второй главе проводился Систематический каталог для детей разных возрастов.

Систематический каталог для детей 8 – 9 лет показал:

Объём каталога 2 ящика, с указанием на этикетках их номеров и содержания. Он включает описание детских книг для младшего возраста. На карточках дано полное библиографическое описание. В шифре проставлена возрастная группа, полочный индекс и авторский знак.

В левом нижнем углу над каталожным индексом проставлен класс.

На этикетке ящиков есть надпись с названием каталога «Систематический каталог для детей 8 – 9 лет».

Систематический каталог включает 15 ящиков и 1 ящик занимает алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу и систематическая картотека статей. Каталог включает основные библиографические записи по

10. Слайд

На основании проведенного анализа были разработаны рекомендации библиотеке по совершенствованию каталогов для детей, среди них:

1. Уменьшить количество карточек за разделителями в алфавитном каталоге;

2. Систематический каталог для детей 8 – 9 лет на некоторых разделителях выполнить перечень основных делений.

3. Для того чтобы научить читателей пользоваться каталогами, нужна постоянная пропаганда каталогов, которая входит составной частью в один из важных разделов работы библиотеки – воспитание информационной культуры.

4. Библиотекарь должен научить читателя ориентироваться в целом комплексе источников, дать представление о всех «ключах» к книжным богатствам библиотеки.

5. накомство читателей с каталогами и картотеками целесообразно начинать с младшего школьного возраста, объясняя и показывая связь каталогов и картотек с фондом, с расстановкой книг на книжных полках в открытом доступе.

6. Для того чтобы читатели лучше представляли себе связь между книгами на полке и отражением их в систематическом каталоге, необходимо проводить библиотечные уроки.

7. Также в библиотеке целесообразно проводить беседы с читателем, которые можно построить в форме вопросов-ответов.

8. Следует знакомить читателей с особенностями аналитического описания статей из журналов и сборников, особое их внимание следует уделить на картотеку. Навыки самостоятельной работы с каталогами и картотеками помогут значительно быстрее и легче освоить справочно-библиографический аппарат любой библиотеки.

12. Слайд

В ходе подготовки работы были реализованы следующие задачи:

Рассмотрен знак информационной продукции в библиографической за-писи документов для детей и подростков;

Выявлено значение библиотечных каталогов в обслуживании читателей - детей и подростков;

Изучена методика организации каталогов для детей разных возрастных групп;

Обобщен практический опыт работы Центральной детской библиотеки г. Канска по организации каталогов для детей;

Выполнен анализ каталогов для детей в библиотеке – базе исследования;

Цель работы - выявление значимости каталогов в обслуживании детей, изучение методики организации детских каталогов – достигнута.

Спасибо за внимание!

Фонд - около 45 000 экземпляров книг по разным отраслям знаний, энциклопедии, словари, справочники, методическая литература по детскому чтению, а также свежие журналы и газеты. Фонд постоянно пополняется литературными новинками ведущих издательств. Открыта сказочная гостиная – яркое и эргономичное пространство для чтения и игры. В гостиной, где живут тысячи сказочных историй, можно не только перечитать лучшие сказки и истории со всего земного шара, но и поиграть в настольные игры, пройти книжные квесты, разгадать пару задач из мини-музея головоломок, сыграть партию в настольный футбол или гигантские шахматы. Работает кинозал с функцией лектория и детская игровая комната для самых маленьких читателей. Событийный ряд Центральной детской библиотеки Зеленограда широк: камерные спектакли, каникулярные программы для школьников, чтения для детей проекта «Сказки на ночь», консультации по детскому чтению для родителей, киноклуб. Открыты мастерская игрушки и школа программирования, проводятся детские праздники.

  • Оборудована для лиц с ограниченными возможностями
  • Свободный доступ к Wi-Fi
  • Детская бибилотека

Заведующий библиотеки:

Коновал Любовь Валентиновна

Адрес:

124498, г.Москва, г.Зеленоград, корп.401

Режим работы:

Вт-Сб: 10:00-21:00
Вс: 10:00-20:00
Пн: выходной день
Санитарный день: последняя пятница месяца

Возрастной ценз литературы:

обслуживает детское население

Отделы библиотеки:

методико-библиографический отдел, читальный зал, игровая зона, детский абонемент, абонемент, старший абонемент, младший абонемент

Объем фонда: 48 344 экз.

Обслуживание руководителей детского чтения в условиях межведомственной централизации

Обслуживание руководителей детского чтения – одна из функций любой детской библиотеки.

Школьные библиотеки, как правило, обслуживают педагогов своей школы, реже – родителей. А в детских обычно создаются специальные отделы РДЧ.

В нашей библиотеке такого отдела нет. Со взрослыми в нашей системе работают все.

Педагоги, родители и другие

Елена Анатольевна

зам. директора
ЦСДШБ по основной
деятельности

В нашей библиотеке обслуживание руководителей детского чтения (РДЧ) как отдельной группы читателей совпало с началом межведомственной централизации библиотек, обслуживающих дет­ское население города. В 1975 году ее проводил, как единственный в своем роде эксперимент, коллектив библиотеки и отдел образования.

Предусматривалось объединение городской детской библиотеки Министерства культуры и школьных библиотек Министерства образования в одну сеть – с единым библиотечным фондом, штатами, единым справочно-библиографическим аппаратом. Эксперименту была дана положительная оценка, и в 1980 году мы получили статус Централизованной системы детских и школьных библиотек (ЦСДШБ). В нее вошли центральная городская детская библиотека (ЦГДБ) и школьные библиотеки. Позже присоединились такие филиалы, как библиотека городского отдела образования (1985), библиотека Дворца детей и молодежи (1996).

Естественно, что в связи с изменением организационной структуры библиотеки контингент читателей значительно расширился: вместе с детьми нашими читателями стали и взрослые – педагоги школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также родители. Их обслуживанием в нашей библиотеке в той или иной мере занимается каждый отдел – абонемент дошкольников и школьников 1–4-х классов, абонемент 5–9-х классов, читальный зал, медиацентр, информационно-библиографический отдел, организационно-методический отдел, отдел педагогической информации, о котором мы расскажем подробнее, и все филиалы ЦСДШБ.

Мы считаем очень важным сотрудничество с руководителями детского чтения. За долгие годы сложилась четкая система взаимодействия: на основе совместного планирования готовятся выступления на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях. Регулярно организуются информационно-аналитические совещания сотрудников ЦСДШБ и администрации школ города (Дни директора, совещания зам. директоров школ).

В таких мероприятиях участвуют все подразделения библиотеки. Их цель – освещение вопросов организации библиотечного обслуживания детского населения города и тех, кто работает с детьми, вопросов развития информационной культуры пользователей, привлечения детей к чтению, информационной поддержки образования.

Для педагогов информационно-библиографический отдел организует информационные педагогические советы . Это довольно новая форма работы. Началась она с 2002 года. С тех пор ежегодно представители школ обращаются в библиотеку с заявками на проведение информационных педагогических советов. Цель этих встреч можно определить как объединение позиций педагогов и библиотекарей в решении проблем создания единого образовательного пространства. Детская библиотека – необходимая точка пересечения интересов взрослых и детей. Как говорить с современными детьми о книге и чтении? Что и как читают наши дети или почему они не читают? Что такое информационная культура современного человека? Каким информационным и культурным потенциалом обладает детская библиотека для удовлетворения читательских потребностей школьников, педагогов и родителей? Эти и другие вопросы удается осветить в ходе таких педагогических советов.

Для родителей с 2003 года проводятся родительские собрания в библиотеке . Библиотекари приглашают родителей к размышлению о проблемах чтения. Как пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению? Чтение вслух – родительская повинность, необходимость или... О какой книге для своего ребенка вы мечтаете? Что нужно знать родителям о детской библиотеке? В ходе собрания для родителей организуются экскурсии в каждый отдел библиотеки, оформляются специальные книжные выставки.

Абонемент дошкольников и школьников 1–4-х классов уделяет большое внимание работе с родителями, ведь чем раньше ребенок познакомится с библиотекой, тем раньше он приобщится к книге, к чтению.

Поэтому младший абонемент приглашает родителей, бабушек и дедушек посещать библиотеку вместе с детьми. Здесь они смогут выбрать книги и для совместного чтения, и для самостоятельного чтения детей . Кроме того, возрождая традиции семейного чтения, младший абонемент совместно с медиацентром проводит субботние занятия с семьями. Это творческая литературная мастерская для всей семьи под названием «Радостные чтения», которая вошла в цикл библиотечных программ семейного чтения.

На этих занятиях используются такие формы работы, как громкие чтения с элементами обсуждения. После прочтения и обсуждения с детьми художественного произведения дети с родителями изготавливают из различных материалов поделки по теме занятия. Все с удовольствием посещают эти занятия, ведь они нацелены на общение ребенка с родителями и на совместное творчество. Кроме того, любая детская книга пишется для воспитания. Читая книги с ребенком, присутствуя на занятиях, родители знакомятся с детской литературой и методами работы с книгой.

Закладки для родителей

Медиацентр также занимается обслуживанием не только детей, но и их родителей, и педагогов. Фонд этого отдела содержит некнижные материалы: аудиокассеты, музыкальные компакт-диски, грам­пластинки, видеокассеты, диафильмы, диапозитивы, электронные программы (CD-ROM), наборы открыток и репродукций.

Нужно отметить, что с РДЧ медиацентр работает на условиях абонемента, то есть у читателей есть возможность взять некнижные материалы на некоторое время домой. Для того чтобы сориентировать читателей во всем многообразии документов, в отделе ведется справочно-библиографический аппарат, включающий в себя:

  • алфавитный каталог аудиозаписей,
  • систематический каталог аудиозаписей,
  • картотеку названий аудиозаписей,
  • алфавитный каталог видеоматериалов,
  • систематический каталог видеоматериалов,
  • алфавитный каталог электронных носителей,
  • тематическую картотеку электронных носителей,
  • электронную базу данных некнижных материалов в системе Ирбис.

Кроме того, в работе отдела активно используются разнообразные выставки, которые помогают взрослым читателям – педагогам и родителям – подобрать для детей обучающие или развивающие компьютерные программы, игры.

Комплектованию обучающих и развивающих программ в медиацентре уделяется особое внимание. С учетом возраста ребенка составляются индивидуальные планы чтения с подбором ряда сопровождающих материалов на электронных носителях. И в этом направлении углубленно ведется индивидуальная работа с теми семьями, которые занимаются подготовкой ребенка к школе, и с теми, где родители активно помогают ему уже в учебе. Ежегодно ведется формуляр «Читающие семьи». Это семьи, которые регулярно посещают отдел и сотрудничают с библиотекарем в целях развития своих детей.

Интересна новая форма работы с РДЧ вне стен библиотеки в форме коллективного абонемента: комплектная выдача. Читателям во временное пользование предоставляются тематические комплекты, которые включают в себя книги, аудио-, видеоматериалы, иллюстративные материалы по определенным темам. Хочется отметить, что такая форма работы очень эффективна и удобна как для читателей, так и для сотрудников отдела.

На абонементе учащихся 5–9-х классов и в читальном зале обслуживанию руководителей детского чтения тоже уделяется должное внимание. Помимо участия в мероприятиях для РДЧ, проводимых всей библиотекой, эти отделы занимаются и индивидуальным информированием педагогов о литературе по предметам школьной программы, выполняют тематические запросы взрослых читателей.

Особый отдел

В 1993 году в ЦГДБ «переехал» фонд библиотеки городского отдела образования. К тому времени этот фонд требовал оценки его состава, редактирования и рациональной организации. В библиотеке был создан сектор, а затем и отдел педагогической информации , который стал осуществлять информационную поддержку руководителей детского чтения по специальным вопросам. Основная форма обслуживания в отделе – читальный зал.

Отдел педагогической информации обслуживает только взрослых читателей.

Основная задача отдела – формирование системы информационного обслуживания руководителей детского чтения, то есть:

  • Создание условий для квалифицированного и оперативного обслуживания руководителей детского чтения.
  • Максимально полное предоставление информации об учебных и научно-методических материалах на всех видах носителей информации.
  • Информационная и документальная поддержка учебных программ основного и дополнительного образования, реализуемых различными образовательными учреждениями.

Отдел педагогической информации предоставляет своим читателям для работы:

  • фонд научно-методических материалов,
  • фонд периодических изданий по педагогике и детской психологии (около 140 наименований),
  • книги по теории и практике образования, обучения, воспитания, детской психологии,
  • фонд отраслевой литературы в помощь преподаванию учебных дисциплин,
  • некнижные носители информации (аудиоматериалы, электронные документы),
  • доступ к сети Интернет.

Отдел, в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет следующие функции:

Организует библиотечное, информационно-библиографическое и справочное обслуживание следующих групп читателей:

– администрация школ, работники отдела образования;

– учителя-предметники;

– воспитатели школ, социальные педагоги, психологи, классные руководители;

– сотрудники детских дошкольных учреждений;

– сотрудники учреждений дополнительного образования детей (станции юных техников, учебно-экологического центра, детской музыкальной школы, детской художественной школы, дворца детей и молодежи, работников детских клубов и объединений);

– педагоги других учреждений образования (лицеев, колледжей, технических училищ и т.п.),

– другие специалисты, связанные с обучением, воспитанием, организацией досуга детей;

– студенты;

– родители;

– библиотекари.

Осуществляет отбор, накопление и распространение информации по педагогике и психологии.

Организует и пропагандирует в целях активного использования справочно-библиографический аппарат отдела:

– ведет систематическую картотеку статей по педагогике и психологии в карточном и электронном вариантах,

– ведет каталог книг по педагогике,

– создает фонд выполненных справок.

Организует справочно-библиографическое обслуживание читателей:

– ведет групповое и индивидуальное информирование абонентов о новой литературе,

– составляет и пропагандирует информационно-библиографические списки литературы по педагогике и психологии,

– выполняют устные и письменные справки по запросам читателей,

– занимается подготовкой и проведением устных обзоров литературы,

– принимает участие в августовских и январских совещаниях учителей, в педагогических советах.

Оказывает консультативную помощь библиотекарям системы по вопросам информационно-библиографического обслуживания руководителей детского чтения.

Для осуществления качественного информационно-библиографического обслуживания пользователей в отделе постоянно ведется аналитическая работа.

Обслуживание специалистов-педагогов

Обслуживание педагогов в отделе осуществляется на различных этапах их профессиональной деятельности: учебном (при получении специальности), практическом, повышения квалификации, научном и самообразовательном. Специалистов условно можно разделить на следующие группы.

1. Работники административно-управленческого аппарата: директора, завучи школ, работники отдела образования. Их запросы в большинстве случаев связаны с системой управления общеобразовательными учреждениями, с документной поддержкой образовательного процесса.

2. Педагоги-практики. Информационные по­требности пользователей этой группы связаны с профессиональной деятельностью и сводятся к следующему:

во-первых, это информационно-библиографическое обеспечение учебных программ, курсов, предметов, новых направлений в педагогике и психологии;

во-вторых, получение полной и оперативной информации:

– о новых учебных и методических пособиях, литературе по предмету, видеокурсах, компьютерных образовательных программах, а также об источниках их получения,

– о новых периодических изданиях и публикуемых в них материалах.

3. Cтуденты педагогических вузов. Их информационные потребности связаны с учебной деятельностью.

Обслуживание читателей, не связанных с педагогикой профессионально

Читайте детям с самого раннего возраста...

К категории руководителей детского чтения относятся и родители. Важность их педагогической грамотности трудно переоценить. В отделе есть все необходимые условия для оказания помощи родителям, которые заинтересованы в повышении своей педагогической культуры. Фонд отдела содержит издания по семейной педагогике, по детской и семейной психологии. Отдел выписывает ряд периодических изданий, которые публикуют материалы и для родителей. Это газеты «Первое сентября», «Детский сад со всех сторон», «Здоровье детей», журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитание школьников», «Школа здоровья», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и др. Вся поступившая информация внимательно просматривается библиографом отдела, аннотируется и заносится в электронный каталог и карточную систематическую картотеку статей по педагогике и психологии в раздел «74.9 – Семейное воспитание и образование». Данный раздел картотеки особенно тщательно сопровождается библиографом отдела и содержит очень много тематических подразделов, что облегчает родителям поиск информации.

Дополнительными бесплатными услугами для всех категорий взрослых читателей являются: прием заявок по телефону, создание тематических подборок, сохранение их в течение всего срока работы пользователя над темой. Таким образом, реализуется и принцип комфортности работы с информацией. Его реализация, к сожалению, ограничена возможностями помещения. Несмотря на это, стремление к созданию комфортной информационной среды воплощается в организации текущего информирования о новых поступлениях через постоянно действующие книжные выставки, через доступ к сети Интернет, где на сайте библиотеки регулярно представляется:

  • информация о новинках,
  • перечень периодических изданий, которые выписывает библиотека.

Что ищут взрослые?

Знакомство родителей с библиотекой

Хочется отметить, что в последнее время, педагоги очень активно пользуются услугами отдела педагогической информации, запросы их стали сложнее и разнообразнее.

В целом запросы педагогов отражают инновационные поиски в области образования и воспитания детей, динамику профессиональных ценностей учителей, процессы, происходящие в детско-юношеской среде. Большинство запросов возникает на стыке разных дисциплин, что усложняет процесс поиска информации. В этой ситуации запросы, связанные со школьными дисциплинами, такие, например, как тематическое планирование по предмету, сценарий урока по конкретной теме и т.п., оказываются наиболее простыми. Значительный комплекс запросов отражает поиски личностно-ориентированной педагогики. Например, «Эмоционально-личностная значимость обучения», «Тестирование детей по личностным качествам», «Личностно-ориентированная дидактика», «Формирование самопознания и самореализации как необходимое условие развития личности», «Личностная готовность ребенка к школе».

Сегодня приоритетным направлением информационно-просветительской деятельности является сохранение истории родного края, отечественной истории вообще, воспитания чувства патриотизма. Это создало предпосылки для введения в общеобразовательных учреждениях таких курсов, как регионоведение, краеведение. Запросов по этим темам возникает множество: «Региональный компонент в преподавании предметов», «Национально-регио­нальный компонент в дошкольном образовании», «Патриотическое воспитание младших школьников», «Воспитание любви к малой родине», «Государ­ственные символы России»... Все не перечислить. Литература по данным темам стала появляться, в особенности та, что касается теории вопроса. Но чувствуется недостаточность в материалах именно о нашем крае. Поэтому одно из важнейших направлений в работе библиотеки – усиление внимания к комплектованию фонда отдела литературой по краеведению.

Анализируя запросы педагогов, можно отметить огромный интерес к проблеме здоровья детей: «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», «Культура здоровья школьников», «Индивидуальный подход к учащимся на уроках физкультуры», «Как избежать перегрузок при выполнении домашних заданий?»

Большой интерес вызывает и проблема здоровья самих педагогов, поэтому часты такие запросы, как «Синдром эмоционального выгорания педагога», «Психологическое здоровье учителя» и т.п.

В связи с введением в учебные планы школы профильных курсов отмечается частое обращение педагогов к теме профориентации вообще и профильного обучения в частности. Надо сказать, что литературы по данной проблеме достаточно много, освещена она очень подробно в профессиональной периодике. Но есть большая потребность в изданиях обобщающего характера, содержащих теоретико-методологические основы профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. Это книги таких авторов, как Н.С.Пряжников, Е.А.Климов, Э.Ф.Зеер и др.

По запросам педагогов можно составить представление и о психологической подготовке учителя. Сегодня типичными запросами являются такие, как «Воображение как фактор поведения школьников», «Дети с ослабленной нервной системой», «Рефлексия школьников», «Гиперактивные дети», «Психология конфликтов».

По-прежнему актуальными являются вопросы новаторских методов обучения и воспитания, истории образования в России, педагогических движений за рубежом.

Столь обширный круг запросов предъявляет высокие требования к квалификации библиотекаря-библиографа. В связи с этим сотрудники отдела осваивают понятийный аппарат педагогики и психологии и смежных с ними наук, межпредметные связи, вопросы правового обеспечения образовательной деятельности.

Опыт нашей работы показал, что наиболее действенными формами работы с педагогами стало периодическое распространение информационных списков литературы (по ведущим темам школ, к педагогическим советам и совещаниям методических объединений учителей-предметников), проведение информационных обзоров, индивидуальное информирование.

При необходимости работники отдела оказывают консультативную помощь читателям. Конечно, такого рода помощь мы оказываем в индивидуальном порядке, что требует больших затрат времени: обслуживание каждого индивидуального пользователя – весьма трудоемкий процесс, несмотря на все удобства поиска информации, обеспеченные у нас в библиотеке. Одним из основных принципов обслуживания является приоритет интересов читателей и полнота предоставления информации, что иногда требует не только подбора, но и предварительной оценки источников. Библиотекари стремятся предоставить прежде всего базовые документы по теме, дополняя их источниками более частного характера.

Опыт работы сотрудников отдела с родителями показал, что они в основном обращаются в библиотеку за педагогической информацией при возникновении каких-то конкретных вопросов. Обычно это связано с воспитанием детей, помощью им в учебе, разрешением психологических проблем и конфликтов.

Наиболее популярны среди родителей следующие темы:

  • Воспитание детей: «Близнецы: как их воспитывать?», «Воспитание подростка», «Ребенок и деньги», «Авторитет взрослого в семье», «Воспитание в неполной семье», «Как правильно организовать детский праздник?» и т.п..
  • Помощь в обучении детей: «Как подготовить ребенка к школе?», «Как помочь ребенку в приготовлении уроков?», «Что делать, если ребенок не желает учиться?», «Как помочь слабоуспевающему школьнику» и т.п.
  • Возникновение конфликтных ситуаций в семье и школе: «Конфликты между детьми», «Надо ли наказывать детей?», «В семье – отчим», «Конфликты с учителем», «Конфликты со сверстниками».
  • Психология ребенка: «Одаренный ребенок», «Гиперактивный ребенок», «Как справиться с детскими страхами», «У ребенка стресс» и другие.

Работа по привлечению родителей в детскую библиотеку последнее время стала интенсивнее, ведь как бы ни была неоспорима роль детских библиотек, учителей, воспитателей детского сада в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем детского чтения является семья. Именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребенком его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские книжки, формируя домашнюю библиотеку, позже – советуют ребенку, какую книгу прочитать, взять в детской библиотеке. Таким образом, именно родители оказывают наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах читательского развития.

Если мама познакомится с детской библиотекой до рождения ребенка , то можно быть уверенными в том, что ее сын или дочь обязательно станут нашими читателями. Для того чтобы привлечь в детскую библиотеку и эту категорию наших читателей, в библиотеке, наряду с комплектованием фонда книгами по раннему развитию детей, предполагается приобретать книги для будущих мам .

Проводим мы и экскурсии для родителей, чтобы они поближе познакомились с отделом и его услугами, фондом, справочным аппаратом и тематическими книжными выставками. Например, такими, как «Воспитание без огорчений», «В семье младший школьник», «Ваш беспокойный подросток», «Этот серьезный дошкольник». Примерно по таким же темам мы создаем и рекомендательные списки литературы для родителей, которые раздаем во время экскурсий. Кроме того, библиографы отдела подготовили рекомендательный указатель литературы для родителей «Воспитание без огорчений». Нужно отметить, что такие формы работы оказались достаточно действенными и удобными при общении с родителями. В этих библиографических изданиях они находят литературу, на страницах которой нашлись бы ответы на их вопросы, и обращаются к нам для ознакомления с этой литературой.

Для дальнейшего развития отдела педагогиче­ской информации и для информационной под­держки всех категорий читателей мы предполагаем делать следующее:

  • обеспечивать больше возможностей для самостоятельной работы пользователя с различными источниками информации, с карточными и электронными каталогами и картотеками, сетью Интернет;
  • отслеживать и применять в своей работе новые услуги и возможности в сфере библиотечно-библиографического и информационного обслуживания,
  • продолжить создание полнотекстовых баз данных по наиболее актуальным темам.

Благодаря тому что школьные библиотеки наиболее приближены к педагогическим коллективам и библиотекари принимают активное участие в организации связей между педагогами школ и ЦГДБ, у нас наблюдается практически стопроцентное привлечение учителей в ЦСДШБ. Активными читателями библиотеки являются и педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Всего услугами ЦСДШБ пользуется 1682 руководителя детского чтения (в прошлом году – 1396 человек), что составляет 13,6 % от общего числа читателей.

Справочно-библиографический аппарат библиотек Усть-Абаканской ЦБС представлен следующими каталогами и картотеками: систематический каталог для младшего, среднего и старшего школьного возрастов, алфавитный каталог, алфавитный указатель заглавий произведений художественной литературы, систематическая картотека статей, картотека персоналий. Традиционно ведутся краеведческие, экологические картотеки (каталоги). В целях наиболее полного раскрытия фонда, кроме традиционных картотек, в библиотеках создаются самые различные тематические картотеки.

В Усть-Абаканской городской библиотеке выделены и ведутся тематические картотеки:

- «Экология» - для всех групп читателей;

- «Наркомания - знак беды» - для юношества;

- «Очевидное - невероятное» - для учащихся средних и старших классов; ;

- «Картотека загадок» - для всех групп читателей и др.

Библиотекари стараются, чтобы каталоги стали «видимыми». В этом нам помогают плакаты «Как пользоваться алфавитным каталогом», «Как пользоваться систематическим каталогом». Библиотечный плакат - также неотъемлемая часть информационной среды библиотеки. «Убедительная просьба книги», «Заповеди читателя», «Я - книга, я - товарищ твой…», «В библиотеке тишина совсем иная, чем повсюду», «Правила обращения с библиотечными книгами», «В мире столько разных книжек» и др. У справочного аппарата проводятся беседы, индивидуальные консультации. Формированию информационной культуры способствуют библиотечные уроки:

1. Знакомство с библиотекой

2. Бережное отношение к книге

3. Выбор книг в библиотеке

4. Как появились первые книги

5. Ключ к сокровищам библиотеки

6. Откуда азбука пошла

7. Энциклопедии - твои друзья и помощники

Проводятся занятия по основам информационной культуры «Почемучкины книжки», «Чудо, имя которому книга», «Твоя домашняя библиотека», «Как составить конспект», «Твой читательский дневник».

В Центральной Детской библиотеке оформляются тематические папки, буклеты - памятки «Как найти нужную литературу», которые помогают читателю сориентироваться в фонде библиотеки.

В Московской сельской библиотеке Ф. №5 в библиотеках помимо основного СБА для детей оформлены и пополняются тематические картотеки для определенных групп пользователей. Например:

Картотека заглавий произведений художественной литературы;

- «Библиотека в школе» - для руководителей детского чтения;

- «У сороки на хвосте» - для учащихся 5 - 9 классов;

- «Маленький большой солдат» - для 3 - 7 классов;

- «Все обо всем» - для 3 - 5 классов;

- «Приключения и фантастика» - для 5 - 9 классов;

- «А у нас во дворе - 5 - 9 классов.

Система каталогов каждой из библиотек-филиалов представлена алфавитным и систематическим каталогами. На фонды детской литературы в библиотеках-филиалах отдельных каталогов нет. В библиотеке ст. Ташеба оформлены картотеки:

«Что губит нас» для 7 - 11 классов,

«Мы пешеходы, мы пассажиры» - для 2 - 6 классов.

В Вершино - Биджинской библиотеке ф.№6 создана картотека «Детские писатели», в Райковской сельской библиотеке ф.№12 созданы тематические картотеки: «Мир сказок», «Азбука живой природы», «Мир детей и подростков». В Усть-Бюрской2 библиотеке ф.№25 созданы и пользуются спросом картотеки: «Муравейник», «Свирель», «В мире животных» - пополняются они по мере поступления материала.

Центральная библиотека создает электронный каталог «Книги», электронный каталог полнотекстовых статей «Краеведение», которыми имеют возможность пользоваться все библиотеки района. В Детской библиотеке продолжается работа по обновлению действующих печатных картотек, которые востребованы читателями. На сегодняшний день популярностью пользуются следующие картотеки:

- «Это нам задавали» - для ребят 1-4 классов;

Картотека стихов «Стихи такие разные, а вместе все прекрасные» - для учащихся 1-5 классов;

- «Здесь Родины моей начало» - краеведение для 4-8 классов;

- «Моя страна Сибирь» - краеведение для 5-9 классов;

- «Подросток. Стиль жизни - здоровье» - для ребят 5-8 классов;

В Сапоговской сельской библиотеке ф.№13 оформлены и постоянно пополняются картотеки для детей и родителей:

- «Домашние вечеринки» - для учащихся 1 - 9 кл.;

- «Мой ребенок» - родителям;

- «Обычаи и традиции народов мира» - для учащихся 1 - 11 кл.;

- «Юбилейные страдания»: картотека праздников - для учащихся 1- 9 кл.;

- «Все о космосе» - для учащихся 1 - 9 кл.;

Библиотеки Усть - Абаканской ЦБС - универсальные библиотеки, обслуживающие все категории пользователей, поэтому иметь справочно-библиографический аппарат, предназначенный только для детей, как отмечают библиотекари, нецелесообразно. Во всех библиотеках читатели могут воспользоваться карточными алфавитными и систематическими каталогами.

Библиографическое информирование в библиотеках Усть-Абаканской ЦБС

Из года в год поток информации растет, усиливается информационная роль библиотек. Одной из наиболее актуальных составляющих работы библиотек является библиографическое информирование - доведение до потребителей информации (в соответствии с их запросами или потребностями).

Современный этап библиографии - информационный. Поиск, освоение и систематизация новых ресурсов осуществляются библиографом на базе новых технологий. Благодаря творческому потенциалу библиографа и мастерству библиографической интерпретации инноваций из различных сфер деятельности, массовая работа библиотек получает новое развитие. Ориентируясь на потребности общества, современные библиографы изучают и внедряют новые формы работы и услуг, совершенствуют направления деятельности, реализуют на практике креативные идеи.

В библиотеках Усть - Абаканской ЦБС используются самые разные формы библиографического информирования, одна из них - Дни информации. В программу Дней информации могут входить: выставки-просмотры различных материалов из фондов библиотеки, обзоры, беседы у выставки, консультации приглашенных специалистов, просмотры видеоматериалов, библиографические списки литературы. Информирование об изданиях может дополняться элементами обучения библиотечно-библиографическим знаниям, экскурсией по библиотеке.

В библиотеке поселка Тепличный ф.№24 Дни информации «Интересное об известном» были посвящены поступлению новых книг в фонд абонемента и читального зала. На абонементе была оформлена книжная выставка - просмотр «Новые книги ждут вас», проведены рекомендательные беседы и обзоры литературы.

В Весенненской сельской библиотеке ф. №21 по мере поступления новой литературы проводились Дни информации: «Внимание! Новинки!», «Книжка новая пришла», «Праздник новой книги», «Для вас ребятишки, новые книжки», «Тайны, загадки, сенсации» и др. В Опытненской сельской библиотеке ф. №20 систематически проводятся Дни информации для читателей среднего и старшего школьного возраста. Дети - активные читатели библиотеки принимали участие в рекомендации той или иной литературы своим сверстникам. Они прочитали 2-3 книги, подготовили краткую информацию о содержании каждой из них, свой отзыв и представили аудитории прочитанные книги. Ребята рассказали своим сверстникам о том, кому адресованы эти книги, чем они интересны и почему они советуют их прочитать. Этот метод знакомства с книгой показал, что ребята охотнее берут книги, которые им порекомендовали их ровесники.

Библиографическое информирование осуществляется через картотеки индивидуального и группового информирования, проводятся Дни специалиста, Дни библиографии.

В Центральной Детской библиотеке были проведены Дни информации «Новинки! Новинки! Новинки!», «Горизонты познания».

В Центральной библиотеке проходил День информации для юношества «Знакомьтесь современная литература» На Дне информации читателям были предложены новые книги, говорили о современных авторах и книгах, делились впечатлениями о

При обучении активно используются библиотечные уроки, которые сопровождаются практическими заданиями и игровыми моментами.

В Центральной Детской библиотеке проводился библиотечно-библиографический урок «Сказка о том, как царь Горох самым умным стал»

В Калининской сельской библиотеке ф. №7 прошел библиотечный урок «Истории возникновения письменности»

Ребятам была представлена слайдовая презентация, которая наглядно продемонстрировала разные способы письма. Дети узнали, что такое узелковое письмо, глиняные таблички, восковое

письмо, папирус, пергамент, берестяное письмо, когда и где появилась бумага, как выглядели первые книги. Был проведен обзор книг об истории письменности, которые ребята с удовольствием взяли домой. В конце мероприятия был подведен итог всему вышесказанному, и дети пришли к выводу, что письменность - это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек.

Также в Усть-Абаканской Центральной детской библиотеке интересно прошел библиотечный урок «Я и книга». Предварительно был проведен опрос «Самая запомнившаяся книга из вашего детства» , в котором приняли участие представители сельской администрации, специалисты почты, магазинов и на основании их ответов была оформлена книжная выставка «Привет поколению компьютерному от поколения читающего!». Далее ребят пригласили на душевный разговор, поспорить, обменяться мнениями. А затем библиотекарь обратила их внимание на книги, представленные на выставке. Затем ребята самостоятельно оформляли подобную выставку «Прочитал и вам советую!», с разделами «Эту книгу я возьму на необитаемый остров», «Эту книгу подарю другу», «Эта книга заставила меня плакать», «Эту книгу я возьму с собой в поход», «Я читаю эту книгу и мне весело», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно». Примечательно то, что некоторые книги, названные детьми, совпали с книгами «читающего поколения». Например: «Робинзон Крузо» Д. Дефо, рассказы А. Алексина, «Дети подземелья» В. Г. Короленко. Участники мероприятия сделали вывод, что в настоящее время книга остается незаменимой.

У Хакасской республиканской детской библиотеки появился свой сайт - «Страна Читалия». В первую очередь, сайт предназначен для юных читателей, именно поэтому в нём много ярких и красочных картинок, нажав на которые, например, можно посмотреть видеоролик «Библиотечные новости» или познакомиться с «Азбукой библиотеки».

«Страна Читалия» - это книжные новинки, книги-юбиляры, календарь знаменательных дат, юбилеи любимых писателей и многое другое.

Для самых активных читателей, любящих творчество, создана рубрика «Чтение + Творчество», куда можно отправить свои рисунки к прочитанным произведениям, фото самоделок или разместить стихи, сказки или рассказы собственного сочинения.

Кроме этого, в разделе «Игротека» можно разгадать кроссворды или ответить на вопросы викторин, придуманных читателями со всех уголков Республики Хакасия.

Любителям родного края будет интересна рубрика «Краеведение», где можно познакомиться с писателями и поэтами республики, узнать интересные факты о Хакасии.

Познакомиться с новым сайтом можно по следующей ссылке http://страна-читалия.рф.

Рисуя себе образ современной детской библиотеки уже нельзя представить ее выключенной из мирового информационного пространства, оторванной от прогрессивных технологий настоящего. Соглашаясь с огромной ролью книги и необходимостью разнообразных книжных фондов в библиотеке для детей, очень внимательно следует относиться к формированию электронных информационных ресурсов детской библиотеки.

Развитие Интернета и внедрение электронных документов в деятельность библиотеки довольно сильно повлияли и на библиографическую работу. Поэтому сегодня особенно важным становится использование новых информационных технологий для развития культуры чтения, привлечения к чтению юных пользователей.

Для удовлетворения самых разнообразных информационных потребностей читателей мы создаем и используем библиографические, фактографические, полнотекстовые базы данных. Создавая тот или иной ресурс, мы стараемся четко представить себе, для кого и для чего мы его создаем. Мы стараемся убедить детей стать нашими пользователями, заинтересовать их.

Среди электронных ресурсов библиотеки не последнее место занимают собственные электронные продукты, созданные сотрудниками Центральной Детской библиотеки.

Виртуальные книжные выставки - новое направление в библиографической работе библиотек нашей системы. Для них характерно большое разнообразие форм представления материала:

от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок. Как и в традиционной книжной выставке, в виртуальной используем разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.). Одна из последних виртуальных выставок: «Наш Чехов», подготовленной библиотекарями Усть -Абаканской Юношеской библиотеки В ней несколько разделов:

Антон Павлович. Будем знакомы.

Страницы творчества

Чехов и театр

Экранизация

Интерактивная викторина

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды. Простота работы и широкие возможности компьютерных программ (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке создавать электронные библиографические ресурсы, доступные локально в стенах библиотеки или через Интернет.

Мы убедились, что эти формы библиографического информирования читателей, непосредственно связанные с компьютером, привлекают детей и подростков гораздо больше, чем традиционные. И еще одно преимущество электронных библиографических изданий - более широкий круг пользователей.

Созданные нами электронные библиографические пособия - разнообразны по форме. Это - экскурсии и викторины, библиографические обзоры и книжные выставки, энциклопедии и мультимедийные издания на различные темы, занятия по информационной культуре.

Практика показывает, что дети с необычайной легкостью адаптируются в виртуальном, мультимедийном мире. Мы надеемся, что у наших начинаний есть будущее, потому что мы помогаем найти своим читателям кратчайший путь к информации. А создание электронных библиографических ресурсов рассматривается нами как перспективное направления раскрытия фондов с целью аккумуляции информационных ресурсов и предоставления более широкого доступа к ним пользователей.

В модельной Доможаковской библиотеке ф. №10 библиотекари провели День нескучной библиографии. Ребята могли поучаствовать в игре-путешествии «Тайна страны «КНИГА». Ребята узнали, откуда произошло слово - «библиотека», как оно переводится с греческого языка. Какие книги имеются в библиотеке. Основные правила пользования книгой и библиотекой прозвучали в стихотворной форме. Детям было предложено отгадать загадки о книге, библиотеке. Особое внимание было уделено энциклопедиям, словарям, им рассказали, какие они бывают, как подразделяются, как ими пользоваться, и чем они интересны, как могут помочь в учебе. Также в рамках этого дня был проведен интеллектуальный конкурс «Скажи какая твоя любимая книга и я скажу кто ты». В конце мероприятия все получили яркие закладки о самых интересных книжных новинках с краткими аннотациями.

В городской библиотеке п. Усть-Абакан ф. №2 для учащихся 4-х классов был проведен библиотечный урок «Наш помощник КАТАЛОГ много тайн раскрыть помог» - это первое знакомство ребят со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Библиотекарь рассказала о том, что у каждой книги в библиотеке есть своё место, другими словами, «свой адрес», по которому она «проживает». Она вместе с ребятами вспомнила, чем домашняя книга отличается от библиотечной, напомнила структуру книги, раскрыла ребятам новые понятия - «каталог» и «картотека», «разделитель» и «аннотация», «ББК», «отдел» и «шифр книги». И, конечно, урок не обошелся без практических заданий. Задания были не слишком сложные. Например, обратившись к макетам карточек, дети должны были найти ошибку в описании книги: каких элементов не хватает в описании документа? Дети без труда нашли неточности.

В Центральной библиотеке п.Усть-Абакан для учащихся 10-11 классов прошел Урок «Как читать газету?» Его целю было проинформировать учащихся старших классов о «серьёзных» периодических изданиях, научить подростков вычленять необходимое и полезное из той информации, которая содержится в газетах. Урок был построен в основном на газетах краеведческой тематики, которые получает библиотека. Если возникала необходимость представить другие издания, то можно было обратиться к фондам других библиотек, но с одним условием - газеты должны были предварительно отбираться библиографом. По заявке одной из школ целью проведения подобного урока было знакомство с такими изданиями, как «Хакасия», «Аргументы и факты», «Усть-Абаканские известия», «Литературная газета».

Сегодня библиотеки особое внимание уделяют составительской деятельности, особенно созданию инновационных форм представления материала. К ним можно отнести библиографические пособия малых форм: закладки, буклеты, флаеры. Новизна - в большей информативности: наряду с печатными источниками указываются виртуальные адреса, включается дополнительная фактографическая информация.

Библиотеки Усть-Абаканской Централизованной библиотечной системы, обслуживающие детей, активно участвуют в подготовке и издании библиографической продукции разного содержания. Об этом свидетельствует богатая палитра издательской продукции детской и сельских библиотек. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т. д.

Также в ЦДБ п. Усть-Абакан продолжился выпуск буклетов серии «Библиограф рекомендует», адресованный родителям и юным читателям библиотеки. Среди изданных буклетов можно выделить следующие «Родителям о детском чтении», «Чтобы ребенок любил читать», «Сказки на ночь», «Семейное чтение», «Чтение - праздник души». А изданные памятки - «Защити себя сам!», «Островок безопасности», «Антитеррор», «Права маленького гражданина дают советы юным читателям о правилах безопасного пользования Интернетом, мобильными телефонами, безопасного поведения на улице, действиях при пожаре в школе, а также в ситуациях при неожиданных обстоятельствах (при наводнении, взрыве, при пользовании электроприборами и т. д.).

Впервые вУсть-Абаканской ЦДБ был проведен День пособия «Парад библиографических пособий».

Цель проведения Дня пособия - популяризация как самих библиографических пособий (в т. ч. и собственной библиографической продукции), так и литературы, рекомендованной в них.

Библиотекари применили комплексный подход при проведении этого мероприятия. Была проделана большая подготовительная работа: составлена анкета для читателей, разработана выставка книжно-библиографических материалов, составлены специальные таблицы, подготовлены рекомендательные обзоры, беседы по экспонируемым пособиям и литературе, представленной в них, разработан библиотечный урок непосредственно ко Дню пособия.

День пособия проходил в феврале 2015 г. Предварительно были отобраны самые интересные библиографические пособия. Это, в основном, пособия по художественной литературе и искусству, Великой Отечественной войне, Сталинградской битве и др. Затем были отобраны пособия, поступившие из областных библиотек за последние годы, а также созданные в нашей библиотеке. Все отобранные пособия были пособиями рекомендательного характера. Все они были ранее сверены с алфавитным каталогом. Далее: были отобраны из фонда наиболее интересные книги из этих пособий.

День пособия начался с подготовки и оформления большой выставки книжно-библиографических материалов: «Библиография - в помощь читателям», оформленной на абонементе. Это была необычная выставка: на одной её половине находились библиографические пособия (указатели, буклеты, дайджесты, рекомендательные списки литературы, беседы о книгах), а на второй половине выставки были представлены те книги и издания, о которых рассказывалось в библиографических пособиях. Выставка экспонировалась в течение 10 дней. Понравившиеся книги и пособия можно было взять на дом.

В течение этого времени ежедневно проводилась большая индивидуальная работа с читателями: рекомендательные обзоры представленных пособий и литературы из них, консультации по умению пользоваться библиографическими пособиями и СБА библиотеки. Также учащимся предложили принять участие в небольшом опросе-анкетировании, которое составной частью входило в День пособия. Другие читатели библиотеки также по желанию заполняли анкету «Искусство быть читателем», главная цель которой - выяснить отношение к библиографическим пособиям, продукции, уровень информационной культуры читателей.

Основные мероприятия Дня пособия были проведены для старшеклассников. В этот день учащиеся прослушали библиотечный урок-беседу: «Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы», библиографический обзор-анонс: «Парад библиографических пособий»: новинки собственной продукции» (здесь были представлены пособия разной формы, подготовленные библиографом), экспресс-обзор выставки книжно-библиографических материалов: «Библиография - в помощь читателям

Многие из них впервые узнали о библиографических пособиях.

В Московской сельской библиотеке ф.№5 библиотекарями была организованна интерактивная выставка-рейтинг библиографических пособий «Прочитал книгу сам - посоветуй друзьям», которая начиналась с

цитаты: «Выбирать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство» (Н. Рубакин) Ребята могли познакомиться с книжными путеводителями на различные темы, которые были для них подготовлены.

Они должны были узнать, какой книжный путеводитель из четырёх получился самым интересным.

Для этого надо было выбрать на выставке книгу, прочитать её и, если она

понравится, отметить цветной закладкой. Закладка становилась «сигналом» для других ребят, которые тоже захотят прочитать эту книгу.

Библиотечный урок «Книжки - умнишки», который провели библиотекари библиотеки поселка Рассвет ф.№23 - познакомил учащихся младшего возраста с «почемучкиными книжками» и другой познавательной литературой. А викторина в конце занятия предлагала проверку знаний. Также библиотекарями был проведен урок - практикум «Я познаю мир» не только познакомил детей с одноименной энциклопедией, а также предусматривал практические задания на закрепление навыков поиска необходимого материала. А после знакомства с разнообразными детскими журналами и их рубриками на библиотечном уроке «Из почтовой сумки почтальона Печкина» ребята с удовольствием приняли участие в выполнении различных заданий, подсказанных самими периодическими изданиями.

В Центральной Детской библиотеке для учащихся 7 класса прошла библиографическая игра «Путешествие по библиографическим островам».

Она была рассчитана на 45 минут. Основной целью игры являлось закрепление знаний школьников о справочно - библиографическом аппарате, полученных на библиотечных уроках.

Перед началом игры ребята вспомнили о том, что входит в справочно - библиографический аппарат библиотеки. Затем библиотекари провели небольшую разминку, в которой ребята отвечали на вопросы, где узнать есть книги в библиотеке (о стране, книги какого-либо писателя), о чем книга, где найти значение какого-либо слова.

А потом началось самое интересное. Учащиеся поделились на 3 команды. Каждая команда выбрала себе капитана - самого главного человека на корабле; штурмана - человека, который прокладывает путь в необъятном море; боцмана - человека, который следит за порядком на корабле, кока - кока - корабельного повара, который кормит всю команду, двух спасателей - людей смелых и находчивых. а остальные - матросы.

И библиотекари предложили ребятам отправиться в путешествие по огромному книжному морю к особым островам - островам помощникам путешественников, которые научат никогда не тонуть в этом море.

Во время игры надо было выполнять задания. Ответы нужно было искать в каталогах, картотеках, библиографических указателях, справочниках. На выполнение каждого задания давалось определённое время. Если участники вовремя и правильно ответили, то получали красный жетон, если ответ был не полным - жёлтый жетон. Один красный жетон равен двум желтым. После того, как каждый член команды выполнил своё задание, он искал возможность заработать для своей команды дополнительные жетоны. Для этого надо было выполнить задания, которые получит каждая команда на отдельном листке. Оценивало правильность выполнения задания компетентное жюри (библиотекарь, учитель) в конце игры.

Название каждого острова было зашифровано в ребус и ребятам предстояло их разгадать. Время на разгадывание 2 минуты

Орех! !Сено!Топор!Рыбак! Обезьяна! Воробей!

Краб!Арбуз!Тыква! Апельсин!Луна!Озеро!Глобус!Облако!.Ветка!

2. Олень!Солнце!Тапочки!Рыба!Оладьи!Вишня!

Утка!Кошка!Ананас!Заяц!Арфа!Телефон!Ель!Лиса! Енот!Йод!

3. Орёл!Сапоги!Телега!Редиска!Оса!Вода!

Собака!Петух!Роза!Акула!Ведро! Очки!Чайка!Нож!Игла! Крюк!Окно!Воз!

(название островов складывались из заглавных букв)

Когда названия островов были разгаданы, стал известен маршрут путешествия.

Сначала было задание для капитанов, они отвечали на вопросы. Потом настал черед штурманов, которым также было задано по 3 вопроса.

Задание для боцманов заключалось в том, что боцман должен был найти точное определение слова, которым назван остров. Спасатели также ответили на вопросы по разным произведениям.

Кок каждой команды долженбыл найти значение слов:

«Чахобили»

«Марципан»

«Артишок»

Ребята, выполнившие досрочно своё задание, получали дополнительные вопросы. За них команда получает очки. Дополнительные вопросы можно было написать на спасательных кругах, вырезанных из картона. Спасательный круг с правильным ответом опускался в коробку, стоящую на столе команды. В конце игры число кругов подсчитывается.

Выигрывает та команда, у которой будет наибольшее число очков.

В марте 2015 года в Юношеской библиотеки в рамках Недели детско-юношеской книги прошла литературная игра - квест «Библиокешинг». Ребятам были зачитаны первые строчки из книги - юбиляра, которую им предстояло найти, для этого им надо было выполнить ряд заданий. В конверте у библиотекаря было первое задание, в виде загадки: «Страна, в которую дети попали через платяной шкаф». Выяснив, что речь идет о Нарнии, ребята оправились на поиски этой книги. С помощью каталога участники довольно быстро нашли нужную книгу и открыв ее получили второе задание. В книге находился кроссворд по сказкам, которым им предстояло разгадать и узнать ключевое слово. По ключевому слову «Пушкин» ребята на стеллажах с русской литературой отыскали нужную книгу, в которой был ребус с фамилией автора книги «Собачье сердце».

Дальше их путь лежал через выставку «Самые, самые…» (с самыми необычными книгами библиотеки). Здесь они отгадали также зашифрованную в ребус фамилию автора произведения «Муму». Затем вспомнили известную песенку из кинофильма «Три мушкетера», автора одноименной книги и на стеллажах с зарубежной литературой нашли книгу «Три мушкетера». В этой книге была последняя подсказка, разгадав ее, ребята вышли к выставке «Юбилейный пьедестал». На выставке и была искомая книга - юбиляр,ею оказалась трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

Также в библиотеках «Усть-Абаканской ЦБС» привлекают детей к чтению с помощью библиоигрушек.

Так в Усть-Бюрской сельской библиотеке ф. №25 Библиотекари изготовили библиобабочку, на крыльях которой написаны книги о насекомых. А в Ташебинской сельской библиотеке библиотекарь смастерила шкатулку «Сто советов для принцесс», в которой лежат карточки в виде помады, зеркальца, лака для ногтей с написанными на них книгами в которых можно найти советы по этикету, макияжу и т.п.

В Вершино-Биджинской сельской библиотеке в читальном зале стоит «Волшебный башмак», в котором можно найти не только разную обувь героев сказок, но и описание книг в которых фигурирует обувь.

А в Центральной детской библиотеке между двух стеллажей стоит огромное (до потолка) дерево «Места заповедные», на листьях которого описания книг о заповедных местах Хакасии.

error: