Акционерное общество: органы управления. Органы управления акционерного общества: особенности, требования и описание Высший орган управления акционерного общества

Управление акционерным обществом значительно отличается от управления предприятий других форм собственности.

Органами управления акционерного общества являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет и исполнительный орган - правление или дирекция.

✓ Общее собрание акционеров

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Акционерное общество должно прово­дить как минимум одно отчетное обшее собрание акционеров в год, причем не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Кроме того, общество может проводить и внеочередные общие собрания.

Дата и порядок проведения общего собрания акционеров, спо­соб сообщения акционерам о его проведении, перечень предостав­ляемых акционерам материалов (информации) при подготовке к про­ведению общего собрания устанавливаются наблюдательным сове­том акционерного общества.

Общее собрание акционеров может принимать решения только по вопросам, включенным в повестку дня. По вопросам, не отне­сенным к исключительной компетенции общего собрания, реше­ние общего собрания акционеров закрытого акционерного обще­ства может быть принято без проведения самого собрания путем заочного голосования (так называемым опросным путем). При этом в голосовании должны участвовать акционеры, владеющие в сово­купности не менее чем 75 процентами голосующих акций общества. Особой процедурой является определение списка акционеров, име­
ющих право участвовать в общем собрании акционеров. Этот список должен быть составлен на основе реестра акционеров не раньше даты принятия решения о проведении общего собрания наблюда­тельным советом общества и не более чем за 60 дней до даты прове­дения общего собрания акционеров. Список должен содержать имя (наименование) владельца, каждого акционера, его адрес, а также данные о количестве принадлежащих ему акций. Любой акционер вправе запросить у общества этот список для ознакомления.

Сообщение о проведении общего собрания акционеров публику­ется по установленной форме в печати, а также направляется каж­дому акционеру. В процессе подготовки к общему собранию акцио­неров последние могут ознакомиться с годовым отчетом, заключе­нием ревизионной комиссии, проектом изменений и дополнений, вносимых в устав, и другими документами общества. Акционерное общество обязано обеспечить доступ акционеров к этим доку­ментам.

Акционер или группа акционеров, являющиеся владельцами не менее одного процента голосующих акций акционерного общества, не позже 30 дней после окончания финансового года могут внести вопросы в повестку дня будущего годового общего собрания, а так­же выдвинуть кандидатов в состав наблюдательного совета и реви­зионной комиссии.

S Вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания акционеров:

Утверждение регламента общего собрания акционеров;

Внесение изменений и дополнений в устав или утверждение устава в новой редакции;

Реорганизация, ликвидация общества, назначение ликвидационной ко­миссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидацион­ных балансов;

Определение количественного состава наблюдательного совета обще­ства и избрание его членов и досрочное прекращение полномочий;

Определение предельного размера объявленных акций; увеличение или уменьшение уставного фонда;

Выкуп собственных акций;

Образование (избрание, назначение, наем) исполнительного органа ак­ционерного общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом это не относится к компетенции наблюдательного совета;

Избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и дос­рочное прекращение их полномочий; утверждение аудитора общества;

Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибы­лей и убытков, распределение прибылей и убытков общества;

Принятие решения о неприменении преимущественного права акцио­нера на приобретение ценных бумаг, конвертируемых в акции;

Дробление и консолидация акций;

Заключение крупных сделок, предметом которых является имущество, составляющее свыше 50 процентов балансовой стоимости активов об­щества, а также сделок, в которых имеется заинтересованность, если сумма оплаты по сделке и стоимость имущества, являющегося предме­том сделки, превышает 5 процентов активов общества.

В акционерном обществе может быть проведено и внеочередное общее собрание акционеров. Основанием для его проведения могут быть решение наблюдательного совета, требования ревизионной ко­миссии, аудитора или акционеров, являющихся владельцами не менее 10 процентов голосующих акций общества. При этом собра­ние должно быть проведено не позднее 45 дней с момента представ­ления требования о его проведении.

На общем собрании акционеров последние могут присутствовать лично или через своих представителей. Общее собрание акционеров имеет кворум только тогда, когда на нем присутствуют акционеры, обладающие в совокупности более 60 процентами голосов распрос­траненных и размещенных голосующих акций. Голосование на об­щем собрании, как правило, производится по принципу “одна го­лосующая акция - один голос” Если число акционеров общества более ста - голосование осуществляется только бюллетенями. В этом случае создается специальная счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием ак­ционеров по предложению наблюдательного совета. s Наблюдательный совет

Общее руководство деятельностью акционерного общества осу­ществляет наблюдательный совет (кроме вопросов, являющихся ис­ключительной компетенцией общего собрания акционеров). Если число акционеров - владельцев голосующих акций общества - менее 30, функции наблюдательного совета могут возлагаться на общее собрание акционеров общества.

Члены наблюдательного совета избираются общим собранием ак­ционеров, при этом они не могут быть членами исполнительного органа. Для закрытых акционерных обществ с числом владельцев го­лосующих акций более 500 число членов наблюдательного совета не может быть менее семи, а для обществ с числом акционеров более одной тысячи - менее девяти. Председатель наблюдательного совета избирается членами совета из его состава большинством голосов. Лица, избранные в состав наблюдательного совета общества, могут переизбираться неограниченное число раз. Государственный пове­ренный в акционерном обществе, в уставном фонде которого доля государства превышает 25 процентов, а также доверительный управ­ляющий государственным пакетом акций акционерного общества (его представитель) по должности являются членами наблюдатель­ного совета и не подлежат избранию общим собранием акционеров.

Компетенция наблюдательного совета акционерного общества:

Определять приоритетные направления деятельности общества;

Созывать годовые и внеочередные общие собрания акционеров;

Готовить повестку дня общего собрания акционеров;

Определять дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;

Вносить на решение общего собрания акционеров установленные за­конодательством вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания акционеров;

Увеличивать уставный фонд общества путем увеличения номиналь­ной стоимости акций в пределах количества и видов, объявленных ак­ций, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров такое право ему предоставлено;

Размещать облигации и ценные бумаги, если иное не предусмотрено уставом общества;

Определять рыночную стоимость имущества;

Приобретать размещенные обществом акции, облигации и иные цен­ные бумаги, если такое право ему предоставлено уставом;

Устанавливать размеры выплачиваемых исполнительному органу воз­награждений и компенсаций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

Утверждать документы, определяющие порядок деятельности органов управления обществом;

Создавать филиалы и открывать представительства общества;

Создавать дочерние и зависимые предприятия общества;

Заключать крупные сделки, связанные с приобретением и отчуждени­ем имущества, сделки, в которых имеется заинтересованность. Заседание наблюдательного совета созывается его председателем

по собственной инициативе, по требованию члена наблюдательного совета, ревизионной комиссии или аудитора, исполнительного орга­на, а также лиц, определенных Уставом общества. Кворум для про­ведения наблюдательного совета устанавливается Уставом, но не должен быть меньше 75 процентов членов совета. Решения наблюда­тельного совета принимаются большинством голосов присутствую­щих на нем членов.

Распределение функций между членами наблюдательного совета осуществляется председателем конкретно для каждого члена совета. При этом общим собранием акционеров может быть установлен и размер вознаграждения для каждого члена совета персонально.

Считается, что члены наблюдательного совета имеют личную фи­нансовую заинтересованность, если их супруги, родители, дети, бра­
тья, сестры, а также все аффилированные лица:

Являются стороной сделки или участвуют в ней в качестве пред­ставителя или посредника;

Владеют двадцатью или более процентами акций (долей) юри­дического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника;

S Исполнительный орган управления

Руководство текущей деятельностью акционерного общества осу­ществляется его исполнительным органом, который может быть еди­ноличным (директором) или коллегиальным (правлением, дирекци­ей). Если управление осуществляется одновременно и единоличным, и коллегиальным органами, уставом общества должна быть предус­мотрена компетенция каждого из них. Решением общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переда­ны по договору коммерческой организации (управляющей компании) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Количественный состав исполнительного органа определяется наблюдательным советом на основании и в пределах сметы админи­стративно-хозяйственных расходов, принятой в порядке, устанав­ливаемом общим собранием акционеров. В исполнительный орган могут входить заместитель руководителя исполнительного органа, главный бухгалтер, главный инженер, руководители основных про­изводственных подразделений. Руководитель и персональный состав исполнительного органа назначается наблюдательным советом, при этом решение принимается простым большинством голосов. Между исполнительным органом и председателем наблюдательного совета подписывается договор, в котором определены права и обязанности сторон.

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, кроме тех, которые составляют исключительную компетенцию общего собра­ния и наблюдательного совета.

Основные обязанности руководителя исполнительного органа акционерного общества:

Осуществление в пределах своей компетенции руководства текущей

деятельности общества, обеспечение его эффективной и устойчивой

Организация исполнения решений общего собрания и наблюдатель­ного совета;

Обеспечение эффективного взаимодействия производственных единиц;

Обеспечение договорных обязательств общества;

Обеспечение получения прибыли в размерах, необходимых для разви­тия производства и социальной сферы;

Руководство разработкой программ и бизнес-планов развития обще­ства, организация и контроль их выполнения;

Обеспечение соблюдения законодательства в деятельности общества; обеспечение организации, надлежащего состояния и достоверности бухгалтерского учета и отчетности в обществе, своевременного пред­ставления ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соот­ветствующие органы, а также сведений о деятельности общества, на­правляемых акционерам, кредиторам;

Организация проведения заседаний коллегиального исполнительного органа общества, подписание документов от имени общества;

Подбор и расстановка кадров, поддержание трудовой и технологичес­кой дисциплины;

Обеспечение соблюдения социальных гарантий и охраны труда работ­ников общества;

Соблюдение всех прав акционеров по получению ими предусмотрен­ной действующим законодательством информации, участию в общих со­браниях акционеров, начислению и выплате дивидендов.

Руководитель исполнительного органа самостоятельно решает все

вопросы деятельности общества за исключением вопросов, отне­сенных к исключительной компетенции общего собрания и наблю­дательного совета. Он имеет право:

Без доверенности действовать от имени акционерного общества, представлять его интересы во взаимоотношениях с другими органи­зациями, заключать договоры и контракты, включая трудовые;

Выдавать доверенности;

Открывать в банках расчетный и другие счета;

Издавать приказы и указания, обязательные для всех подчинен­ных ему работников;

Утверждать штат сотрудников, проводить его укомплектование. Заседания исполнительного органа проводятся по мере необхо­димости, но не реже одного раза в месяц. Исполнительный орган на своем внутреннем заседании предварительно обсуждает вопросы, выносимые на обсуждение наблюдательного совета.

Управление деятельностью акционерного общества связано с осо­бым контролем со стороны наблюдательного совета и общего собра­ния акционеров за совершением крупных сделок, а также сделок, в которых имеется заинтересованность.

Крупными сделками являются: сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет более двадцати пяти процентов балансовой стоимости активов (за исключением сделок, совершаемых в процессе осуще­ствления обычной хозяйственной деятельности);

сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещением простых акций либо привилегированных акций, кон­вертируемых в простые, составляющих более двадцати пяти процен­тов ранее размещенных обществом простых акций.

Определение стоимости имущества, являющегося предметом круп­ной сделки, осуществляется наблюдательным советом акционерно­го общества. Решение о совершении крупной сделки, предметом ко­торой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, принимается реше­нием наблюдательного совета единогласно. Если же среди членов совета единогласие отсутствует, данный вопрос может быть выне­сен на общее собрание акционеров. Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которо­го составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества, принимается решением общего собрания акционеров, большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций, присутствующих на собрании.

Лицами; заинтересованными в совершении обществом сдел­ки, признаются члены наблюдательного совета общества, лицо, за­нимающее должность в иных органах управления общества, акционе­ры, владеющие совместно со своим зависимым аффилированным лицом 20 и более процентами голосующих акций общества, если ука­занные лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, а также их аффилированные лица:

Являются стороной такой сделки или участвуют в ней в качестве представителя или посредника;

Владеют 20 или более процентами акций (долей) юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в ка­честве представителя или посредника;

Занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника.

Решение о заключении акционерным обществом сделки, в кото­рой имеется заинтересованность, принимается наблюдательным со­ветом большинством голосов членов наблюдательного совета, не за­интересованных в ее совершении. Если сумма оплаты по сделке и стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 5 процентов активов общества: а если сделка или несколько взаимо­связанных между собой сделок являются размещением голосующих акций или иных ценных бумаг общества, конвертируемых в голосу­ющие акции в количестве, превышающем пять процентов ранее раз­мещенных голосующих акций, и в этих сделках имеется заинтересо­
ванность, то решение по ним принимается общим собранием акци­онеров - владельцев голосующих акций большинством голосов ак­ционеров, не заинтересованных в сделке. Следует иметь в виду, что наблюдательный совет или общее собрание общества могут признать недействительной сделку, в которой имелась заинтересованность. В этом случае заинтересованное лицо должно возместить обществу убытки, причиненные им обществу.

Члены наблюдательного совета, единоличный исполнительный орган и члены коллегиального исполнительного органа, а также управляющая организация несут ответственность перед акционер­ным обществом за ущерб, причиненный ему в результате неиспол­нения или ненадлежащего исполнения ими своих функций, в пол­ном объеме по возмещению ущерба, причиненного акционерному обществу. От ответственности освобождаются члены наблюдательно­го совета и исполнительного органа, не принимавшие участия в го­лосовании или голосовавшие против решения, которое повлекло при­чинение обществу убытков.

Как уже отмечалось, в Узбекистане значительная часть акцио­нерных обществ создана на базе государственных предприятий в ре­зультате приватизации. На этих предприятиях определенная часть (как правило, 25 процентов) акций принадлежит государству.

Для обеспечения интересов государства, наиболее эффективного контроля и управления такими акционерными обществами соответ­ствующие пакеты принадлежащих государству акций могут быть пе­реданы в доверительное управление юридическим и физическим ли­цам. Другим способом контроля деятельности предприятий с госу­дарственной долей акций (где доля государства превышает 25 про­центов) является назначение по ним государственных поверенных.

Предприятия, государственные пакеты акций которых подлежат передаче в доверительное управление, определяются специальными решениями правительства Узбекистана. Государственные пакеты ак­ций, по которым отсутствуют правительственные решения, переда­ются в доверительное управление Госкомимуществом. Государствен­ные пакеты акций могут передаваться в доверительное управление юридическим и физическим лицам при условии, что эти лица обла­дают необходимым опытом работы в сфере маркетинга и менедж­мента.

Назначение доверительного управляющего и заключение с ним соответствующего договора о доверительном управлении от имени государства осуществляет Госкомимущество на основании решения правительства, самого Госкомимущества или созданной им конкур­сной комиссии. Передача государственного пакета производится на
основании заключенного договора доверительного управления по­средством перевода акций по поручению Госкомимущества на счет “депо” доверительного управляющего. Договор заключается, как правило, на срок до 5 лет. Стоимость пакета акций переданного в управление, учитывается на забалансовых счетах доверительного управляющего по номинальной стоимости. Им же производится и оплата услуг депозитария по хранению переданных акций. Довери­тельный управляющий государственным пакетом акций акционер­ного общества по должности является членом наблюдательного со­вета акционерного общества, не подлежит избранию или переизб­ранию общим собранием акционеров. Он также входит в состав пре­зидиума общего собрания акционеров. Доверительный управляющий имеет право осуществлять в отношении полученного в доверитель­ное управление государственного пакета акций все юридические и фактические действия в соответствии с законодательством и усло­виями договора, кроме отчуждения и использования его в качестве залога; использовать все свои полномочия в качестве члена наблю­дательного совета и участника общего собрания акционеров; в слу­чаях, предусмотренных законодательством, приобретения в собствен­ность акций, принадлежащих государству, переданных ему в дове­рительное управление, получать вознаграждение в соответствии с условиями договора.

Доверительный управляющий обязан представлять интересы го­сударства в данном акционерном обществе, осуществлять деятель­ность с целью повышения эффективности производства, курсовой стоимости и ликвидности акций, способствовать расширению ас­сортимента и улучшению качества выпускаемой продукции, требо­вать устранения нарушения интересов государства в отношении го­сударственного пакета акций, обеспечивать целевое использование дивидендов по принадлежащим государству акциям на реконструк­цию и техническое перевооружение управляемой акционерной ком­пании. При возникновении задолженности акционерного общества по обязательным платежам в бюджет, заработной плате, а также в случаях ухудшения финансово-хозяйственного положения предпри­ятия доверительный управляющий обязан потребовать созыва вне­очередного общего собрания акционеров с целью переизбрания со­става наблюдательного совета и исполнительного органа акционер­ного общества. Доверительный управляющий должен ежеквартально отчитываться о своей деятельности перед Госкомимуществом и Ми­нистерством финансов, которые осуществляют мониторинг за над­лежащим исполнением договоров доверительного управления и фи­нансово-хозяйственным состоянием предприятий.

Деятельность доверительного управляющего курируется Госком­имуществом, которое получает от последнего сведения и отчеты о
деятельности акционерной компании, предъявляет требования по исполнению условий договора, возмещению материального ущерба и упущенной выгоды в случае нарушений договора управления, если доверительным управляющим не будет доказано, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы. Со своей стороны Гос­комимущество обязано передать доверительному управляющему все документы и сведения, необходимые для выполнения обязанностей и осуществления прав по договору доверительного управления, ока­зывать содействие в управлении предприятием.

Государственные поверенные в акционерных обществах, занима­ющих ведущее положение в структуре экономики республики, пе­речень которых устанавливается решением правительства, назнача­ются Комиссией при Премьер-министре Республики Узбекистан по представлению Госкомимущества. В остальных акционерных об­ществах, где доля государственного имущества в уставном фонде превышает 25 процентов, государственные поверенные назначают­ся Коллегией Госкомимущества по предложениям Комплексов Ка­бинета Министров.

Функции государственного поверенного весьма схожи с функ­циями и задачами доверительного управляющего. Он является упол­номоченным государственным представителем на общем собрании акционеров и наблюдательном совете акционерного общества, по должности является членом наблюдательного совета, входит в со­став президиума общего собрания акционеров.

Государственные поверенные назначаются сроком на 5 лет из числа физических лиц, имеющих экономические знания и опыт работы в соответствующей сфере экономики. Их главными задачами являются:

Защита интересов государства, как акционера, обеспечение со­хранности и рационального использования государственного иму­щества в акционерных обществах;

оказание содействия в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, совершенствовании управления и маркетинга, пост- приватизационной поддержки;

Обеспечение целевого использования дивидендов по государствен­ному пакету акций на реконструкцию и техническое перевооружение предприятия и другие задачи, определяемые правительством;

Контроль осуществляемых мер по недопущению возникновения задолженности перед бюджетом и ухудшения экономического со­стояния предприятия;

Организация контроля за соблюдением акционерным обществом прав акционеров и законодательства о труде и другие.

Государственный поверенный не может быть представителем дру­гих акционеров в органах управления акционерного общества без согласия Кабинета Министров.

Еще по теме ГЛАВА 19. УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ:

  1. ГЛАВА 16. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
  2. Глава V. Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации
  3. 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ современных АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ в россии
  4. § 2.4. Страхование ответственности членов органов управления хозяйственных обществ.
  5. Глава 6. Организация управления и деятельности хозяйственного общества
  6. § 1. Понятие и правовая природа корпоративных информационных правоотношений в деятельности хозяйственных обществ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Органы управления акционерного общества

Акционерное общество - одна из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического лица. В нем предполагается наличие нескольких органов управления, внутреннего и внешнего контроля, органов общего собрания, распределение между ними компетенций, установление порядка принятия этими органами решений, определение возможности действия их от имени общества, определение ответственности за причиненные убытки. Федеральный закон "Об акционерных обществах" ввел ряд общеобязательных требований к органам акционерного общества, при этом он предусматривает многовариантность в решении перечисленных выше проблем, оставляя право выбора за акционерами.

При приведении учредительных и иных документов в соответствие с требованиями закона, в первую очередь необходимо выбрать оптимальную для вашего общества структуру органов управления и рационально распределить между ними полномочия. В акционерном обществе создаются следующие органы, через которые это юридическое лицо осуществляет свои функции.

Органами управления являются:

Общее собрание акционеров;

Совет директоров (наблюдательный совет);

Единоличный исполнительный орган (генеральный директор, правление);

Коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, исполнительный директор);

Ликвидационная комиссия.

Орган внутреннего контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества - ревизионная комиссия.

Постоянно действующий орган общего собрания - счетная комиссия.

Общее собрание - высший, но не всесильный орган

Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров. Через участие в нем владельцы голосующих акций реализуют право на участие в управлении делами общества. Однако высший орган не означает всесильный. В отличие от принципов партийно-профсоюзной демократии, когда собрание могло рассмотреть любой вопрос деятельности данной организации, компетенция общего собрания акционеров жестко ограничена. Собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Федеральным законом "Об акционерных обществах" к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров. Закон устанавливает, что "Общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Законом" (п. 3 ст. 48 Закона).

Компетенция общего собрания не может быть расширена, но может быть сужена уставом общества. Вопросы, отнесенные Законом к компетенции общего собрания, разделены на три группы (п. 3 ст. 48).

Первая - вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть переданы в компетенцию совета директоров и исполнительных органов общества.

Вторая - вопросы, которые хотя и отнесены Законом к исключительной компетенции общего собрания, но, тем не менее, могут быть переданы в ведение совета директоров. (Образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий; принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав общества.)

Третья - вопросы, которые из ведения общего собрания могут быть переданы либо совету директоров, либо исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу.

Четвертая - вопросы, решения по которым наряду с общим собранием могут принимать и другие органы общества (принятие решений о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией или аудитором).

В уставе может содержаться еще одно ограничение на право общего собрания принимать решения по определенным вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров (если иное не предусмотрено уставом).

Достаточно большой опыт подготовки учредительных документов, накопленный "Центром деловой информации" еженедельника "Экономика и жизнь", позволяет выявить преобладающую тенденцию к максимальному перераспределению полномочий общего собрания другим органам управления, что повышает оперативность в принятии квалифицированных решений. К сожалению, "коллективный разум" общих собраний чаще бывает больше эмоциональным, нежели квалифицированным.

Генерального директора не следует переизбирать ежегодно

Закон, определив максимально допустимый набор органов управления, оставил акционерам возможность выбора различных вариантов их "компоновки".

Первый из возможных подходов представлен в схемах 1 и 2. Их объединяет создание сильного единоличного исполнительного органа (генерального директора), избираемого общим собранием акционеров (допускается подпунктом 8 п. 1 ст. 48 и п. 3 ст. 49 Закона).

Максимальный срок его полномочий (продолжительность срочного трудового контракта) может составлять в этом случае до 5 лет (ст. 17 Кодекса законов о труде). Решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора может принять соответственно только общее собрание акционеров. На ежегодных выборах совета директоров решается вопрос не о полномочиях генерального директора, а о вхождении действующего генерального директора в очередной состав совета директоров. Закон допускает возможность вхождения единоличного исполнительного органа в совет директоров, но не требует этого в обязательном порядке.

Председателя совета директоров целесообразно избирать на заседании этого органа из числа его членов, как это предусмотрено п. 1 ст. 67 Закона. Он выполняет координирующие функции в работе совета. Уставом следует предусмотреть, что на общих собраниях и заседаниях совета директоров председательствует генеральный директор, что допускает п. 2 ст. 67 Закона. Необходимо помнить, что Закон запрещает совмещение функций единоличного исполнительного органа и председателя совета директоров (п. 2 ст. 66 Закона).

Различие рассматриваемых схем состоит в следующем. Первая предусматривает наличие двух исполнительных органов. Наряду с единоличным исполнительным органом образуется коллегиальный (исполнительная дирекция, правление), который назначается советом директоров по предложению генерального директора. Функции между генеральным директором и советом директоров распределяются в этом вопросе приблизительно так же, как между Президентом и Думой при назначении председателя Центрального банка РФ или Генерального прокурора.

Основные функции по текущему управлению делами общества берут на себя исполнительные органы при усилении роли генерального директора. Исполнительным органом может быть передана та часть полномочий общего собрания, делегирование которой допускается Законом. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, по должности является председателем коллегиального исполнительного органа (п. 1 ст. 69 Закона). Следует помнить, что члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять большинства в совете директоров (п. 2 ст. 66 Закона). В рассматриваемой схеме соответственно существуют ограничения на возможность вхождения в этот орган большого количества должностных лиц из исполнительной дирекции. Совет директоров в этой ситуации становится скорее наблюдательным советом.

Схема соответствует большим по объему деятельности коммерческим организациям с наличием крупных "внешних" инвесторов. Такие акционеры могут быть представлены в наблюдательном совете и участвовать в выработке стратегических решений, в то время как текущее управление делами осуществляют исполнительные органы, состоящие из профессионалов-должностных лиц, работающих в обществе постоянно. Схема позволяет сохранить традиционный статус "сильного" генерального директора.

Можно обойтись без исполнительной дирекции (правления)

Схема 2 с единоличным исполнительным органом в большей мере соответствует акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, в которых контрольный пакет акций находится в руках должностных лиц администрации, то есть наиболее крупными акционерами являются исполнительные директора. Данная схема особенно актуальна для акционерных обществ, возникших на базе арендных предприятий.

Схема сохраняет статус "сильного" генерального директора, описанный в схеме 1, но предполагает отказ от коллегиального исполнительного органа, что позволяет обойти ограничение, содержащееся в п. 2 ст. 66 Закона относительно того, что члены этого органа не могут составлять большинства в совете директоров. В предложенной схеме любое количество должностных работников общества (которые, как правило, являются крупными акционерами) может войти в состав совета директоров.

Совет директоров принимает на себя функции не только по выработке стратегических решений, но и по текущему оперативному управлению. Ему передаются те полномочия общего собрания, делегирование которых допускается Законом совету директоров и исполнительному органу. В рассматриваемой схеме речь идет не о наблюдательном совете, а о совете реально действующих исполнительных директоров.

Необходимости формирования особого коллегиального исполнительного органа не возникает. Генеральный директор может воспользоваться такой традиционной формой выработки коллективных оперативных решений, как производственное совещание руководителей функциональных служб, подразделений, цехов, филиалов.

Уставом общества в этом случае следует разграничить две процедуры. Первая - избрание и досрочное прекращение полномочий члена совета директоров. Это относится к исключительной компетенции общего собрания. Вторая - назначение и освобождение члена совета директоров от конкретной должности в функциональных службах общества. Закон не регламентирует последней процедуры, соответственно она может быть передана в компетенцию генерального директора. При выборе схемы 2 следует избегать распространенного соблазна ограничить возможность вхождения в совет директоров только акционеров общества.

В соответствии с Гражданским кодексом "юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы" Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994, ст.53, поэтому вопрос о структуре и полномочиях органов управления в акционерном обществе является весьма актуальным. Российское акционерное законодательство, как уже отмечалось выше, закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган акционерного общества.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Оно формируется из всех участников данного общества - владельцев акций. Общее собрание акционеров имеет исключительную компетенцию, определенную непосредственно Законом об акционерных обществах в ст.48 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.48. Она включает вопросы изменения устава, реорганизации и ликвидации общества, избрания наблюдательного совета, исполнительного органа и ревизионной комиссии и досрочного прекращения их полномочий, утверждения годовых отчетов и балансов общества и распределения прибылей и убытков, совершения некоторых крупных сделок и др. Эти вопросы не могут быть переданы общим собранием на решение как исполнительного органа, так и совета директоров общества. Вместе с тем общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, прямо не отнесенным законом к его компетенции.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом акционерного общества, но не ранее чем через два и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными. Внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании требования совета директоров, ревизионной комиссии, аудитора общества, акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций. Собрание правомочно, если в нем приняли участие акционеры, в совокупности владеющие более половиной голосующих акций. Решение по вопросам, рассматриваемым на общем собрании акционеров, принимаются голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство акционеров - владельцев голосующих акций. По некоторым вопросам для принятия решения требуется три четверти голосов. Кроме того, решение общего собрания акционеров может быть принято без проведения собрания, т.е. путем заочного голосования. Такой порядок возможен при решения всех вопросов, кроме тех, которые указаны в ч.2 ст.50 Закона об акционерных обществах.

Руководство акционерным обществом в период между собраниями акционеров осуществляется советом директоров или наблюдательным советом (далее - совет директоров). Закон об акционерных обществах определяет совет директоров как орган акционерного общества, осуществляющий общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.64 Если общество насчитывает менее 50 акционеров, то выполнение функций совета директоров может быть возложено на общее собрание акционеров.

Члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров кумулятивным голосованием (если уставом не предусмотрено иное) на срок до следующего общего годового собрания акционеров. Лица, избранные в состав совета директоров, могут переизбираться неограниченное число раз. Из числа членов совета директоров избирается председатель, который организует его работу, созывает заседания и т.д. Решения на заседаниях по общему правилу принимаются большинством голосов членов совета директоров, после чего заносится в протокол заседания. Заседание совета директоров правомочно при кворуме не менее половины от числа избранных членов совета директоров. Совет директоров общества имеет исключительную компетенцию, определяемую не только Законом об акционерных обществах в ст.65, но и уставом конкретного общества. В нее входят вопросы подготовки и созыва общего собрания, образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий, использования резервных и иных фондов общества, утверждения внутренних документов общества, дачи согласия на заключение некоторых сделок, рекомендаций по размеру дивиденда и порядка его выплаты и др. К компетенции совета директоров отнесено создание филиалов и открытие представительств общества. Устав акционерного общества может предусматривать наличие у совета директоров и дополнительных полномочий. Совет директоров подотчетен в своей деятельности общему собранию акционеров, поэтому наряду с годовым отчетом акционерам обычно представляется и отчет совета директоров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией) общества. Единоличный орган должен быть у общества во всяком случае, а коллегиальный - в случаях, предусмотренных уставом конкретного общества. Если в акционерном обществе образован коллегиальный исполнительный орган, то функции его председателя исполняет единоличный исполнительный орган. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы наемному управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации - "управляющей компании"), с которым заключается соответствующий гражданско - правовой договор. По общему правилу вопросы образования исполнительного органа общества находятся в компетенции общего собрания акционеров (п.8 ч.1 ст.48 Закона об акционерных обществах). Исключение может быть установлено уставом в виде указания на то, что названные вопросы относятся к компетенции совета директоров.

Закон об акционерных обществах устанавливает: "к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров общества". Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета, N 248, 1995, ч.1 ст. 69 Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания и совета директоров. Таким образом, исполнительный орган общества обладает остаточной компетенцией.

На практике иногда возникают проблемы, связанные с определением размеров такой "остаточной компетенции", поскольку в Законе об акционерных обществах нет даже примерного перечня тех полномочий, которые должны закрепляться за исполнительным органом. Представляется нужным законодательно уточнить этот момент, дабы избавиться от трудностей определения полномочий исполнительных органов акционерных обществ в будущем.

Таким образом, для акционерных обществ характерна сложная трехзвенная система управления, которая предусматривает разграничение полномочий между общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом. Каждый элемент в этом перечне выполняет только собственные, определенные в уставе и внутреннем документе, функции. Четкое взаимодействие и соблюдение требований акционерного законодательства органами управления позволят максимизировать прибыль от деятельности акционерных обществ.

Являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества, который может быть коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором), которые осуществляют руководство текущей деятельностью общества.

Высший орган управления акционерным обществом - общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое собрание акционеров.

В компетенцию общего собрания акционеров общества входит решение важнейших вопросов жизнедеятельности АО.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Решением общего собрания акционеров общества избирается совет директоров (наблюдательный совет) общества, осуществляющий общее руководство деятельностью общества, кроме вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров, но по решению общего собрания акционеров полномочия всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет исполнительный орган общества, которым может быть единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция).

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) действует без доверенности общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты. Издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Ревизионная комиссия общества избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Она осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Проверку финансово-хозяйственной деятельности общества может осуществлять аудитор в соответствии с правовыми актами РФ.

Открытое АО обязано раскрывать следующую информацию:

  1. годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;
  2. проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ;
  3. сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом;
  4. иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг .

Реорганизация АО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Органами управления АО являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества, который может быть коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором), которые осуществляют руководство текущей деятельностью общества.

Высший орган управления акционерным обществом общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое собрание акционеров.

В компетенцию общего собрания акционеров общества входит решение важнейших вопросов жизнедеятельности АО.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Решением общего собрания акционеров общества избирается совет директоров (наблюдательный совет) общества, осуществляющий общее руководство деятельностью общества, кроме вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров, но по решению общего собрания акционеров полномочия всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет исполнительный орган общества, которым может быть единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция).

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) действует без доверенности общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты. Издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Ревизионная комиссия общества избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Она осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Проверку финансово-хозяйственной деятельности общества может осуществлять аудитор в соответствии с правовыми актами РФ.

Открытое АО обязано раскрывать следующую информацию: 1) годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; 2) проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; 3) сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом; 4) иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Реорганизация АО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

error: